
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
|
23 августа 2008
Владислав Шувалов
3. Неуловимые мстители
 После фестивального и коммерческого триумфа Олдбоя (а надо заметить, что не всякий каннский лауреат имеет впоследствии успешную прокатную судьбу), интерес к Паку Чхан Уку возрос многократно. Сложилась удачная конъюнктура для проката его предыдущей, четвертой, ленты - Сочувствие господину Месть (2002). До сих пор картина была неуловима для кинозрителей: её отлавливали на торрент-сайтах. Будучи тематически связанным с Олдбоем, господин Месть был выпущен в прокат - в том числе, это произошло в США и в нашей стране.
Герой фильма – Рю, глухонемой парень, нуждается в деньгах, чтобы оплатить сестре операцию по пересадке почки. Он вступает в отношения с подпольными продавцами человеческими органами, но после того, как его "кинули", решается на киднеппинг.
Первая половина фильма шла весьма аккуратно, и не вызывала особенных подозрений, выдерживая умеренность в натуралистичных сценах. Название фильма верно отражает смысл и этику "сочувствия" к преступнику. Киднeппер и потрошитель рождает к себе "соболезнование", какое вызывает драма запутавшегося человека, из-за своей отрешенности, доверчивости, простоты, попавшего в смертельно затруднительное положение. Но автор не удовлетворяется созданием обстоятельств, при котором преступление можно оправдать, а преступника - морально амнистировать. Во второй половине Пак закручивает спираль действия и моделирует такую ситуацию, при которой герою не будет дороги назад. Так же и зрителю будет не суждено удовлетвориться актом мести. Агрессия экранного насилия столь разрушительна, что не оставляет сил для возможных оправданий. Два героя фильма – немой парень, похитивший девочку, и безутешный отец, потерявший дочь, попав в жернова мести, погружают мир в ужас. Цепная реакция униженных и оскорблённых окрашивает белый свет в кроваво-красный.
Пак лишает зрителя умиротворяющей восточной гармонии, нацеленность на которую определенно была. Режиссер буквально ломает фильм не только в сюжете: прежняя композиционная продуманность и похвальная размеренность улетучиваются. В кромешном брожении мстителей чувствуется непростительная нарочитость, "композиционная рвота". Художник, долго и тщательно радевший над картиной, собственноручно загаживает созданную ранее зарисовку.
Стало понятно, почему картина не снискала успеха. После ясной истории, вершившейся в демилитаризованной зоне, и ориентированной по своим выводам на гуманистические устремления, никто не ждал от автора маргинального экзерсиса с переизбытком насилия и декларативным отсутствием выхода. Публике понадобилось несколько лет, чтобы подстроиться под Господина Месть. Можно сказать, что популярностью Олдбоя, послужившего локомотивом для проката Сочувствия господину Месть, Пак "отомстил" миру за прежнюю недооценку фильма.
4. Месть – слово женского рода
К моменту съёмок фильма Сочувствие госпоже Месть Пак Чхан Ук вошёл в когорту самых перспективных режиссёров азиатского региона. Теперь к нему были обращены взоры мировой кинообщественности. Ожидания подогревались осознанием того, что новый проект продолжает тему о бескомпромиссном насилии и превращает цикл фильмов в трилогию. Психологическое давление, какое всегда испытывает на себе герой момента, было существенным – оно заставило корейца подготовить почву для возможного падения. В этот период Пак Чхан Ук демонстрирует системность, идейную подоплеку, организацию продуманного подхода к следующему художественному жесту. Здесь проявилась склонность автора к рациональной оценке действительности: годы, проведенные на философском факультете, не были напрасными. Пак выпускает т.н. "Заявление режиссера", в котором связывает три самых громких фильма своей карьеры, пытаясь остаточным путем выделить ту нишу, которую ему надлежит исследовать в последней части трилогии, подготовив, таким образом, общественное мнение к мысли, что он не намерен повторяться. Вопреки стереотипным представлениям, он рушит устоявшуюся схему и декларирует связь картин Объединенная зона безопасности и Сочувствие господину Месть. Пак говорит, что оба фильма должны восприниматься вместе ("хотите — верьте, хотите — нет, эти две картины были близнецами"), поскольку они были обязаны отразить социальную дихотомию (порождение проблемы вследствие рассечения надвое единого целого). Не лишенная мейнстримной усваиваемости Объединенная зона безопасности символически трактовала конфликт между Севером и Югом, который словно раздирал тело Корейского полуострова. Невыносимо маргинальное Сочувствие господину Месть было следствием азиатского экономического кризиса, который раздирал общество по классовому признаку. Актом насилия, в который были вовлечены заводской рабочий и богатый промышленник, была явлена бездна социального расслоения корейского общества. 
|
|
|