Рассуждения на тему (Увы, Годар!)
Любая пропаганда лишь тогда достигает своей цели когда она в основе своей базируется на некой правде. Искусство это тоже пропаганда, будь то пропаганда того или иного образа жизни, мышления, мировоззренческой картины мира. В истории мирового кино существует две основные линии в пропаганде политических убеждений и верности определенной картины мира, модели социального взаимодействия. Следуя традиции, назовем эти линии левой и правой, как и приверженность соответствующей политической идеологии. Коммерческий кинематограф в большинстве своем всегда был ориентирован на идеологию правового толка, на ценности среднего класса. Это мы видим и в картинах как европейского так и американского мейнстрима. Кинематограф же авторский в большей мере всегда тяготел к левой идеологии (и здесь необходимо отдать должное Годару, главному апологету леворадикальной мысли в кино). Очень редко авторский кинематограф, размышляя над ценностями человеческой жизни встает на сторону среднего человека, который хочет тихо мирно жить без потрясений, приверженца демократического, либерального, буржуазного пути развития общества. Мне лично всегда был близок Годар с его стремлением к порыву, к слому старого, убеждениям леворадикальным, рассчитанным не на среднего человека. Это же можно отнести к Пазолини и Феррери, Бунюэлю и отчасти Карлосу Сауре, Фассбиндеру и Херцогу и многим другим мастерам мирового кино. Возможно в моей жизни я бы до сих пор был ярым приверженцем левого фланга как в политике, так и в жизни и искусстве, если бы не одна картина, о которой хотелось бы сейчас сказать. Эта картина "Здравствуй ночь" итальянского кинорежиссера, несомненного автора Марко Беллоккьо. В этом фильме достаточно тонко, без аффектации, классик итальянского реализма, которого в 60-70-х спокойно можно было причислить к группе режиссеров бунтарей, помешанных на Марксе и коммунизме в своеобразном его толковании, разбирается со своим прошлым. Новый 1978 год, который станет годом "Красных бригад" и террора в Италии приносит в жизнь молодой девушки Кьяры много испытаний, испытаний с ее совестью, разумом. События происходящие с ней проверяют на прочность ее убеждения. С одной стороны книжка классиков марксизма-ленинизма, группа товарищей-активистов "Красных бригад", некие идеи о классовой борьбе, стоящий за ними абстрактный пролетариат, а с другой стороны жизнь обычных людей, ее соседки с ребенком, брата, молодого писателя влюбленного в нее, ее семьи, старенького человека Альдо Моро, бессмысленный убийства совершенные ее соратниками в отношении людей ни в чем не повинных. Все это доказывает Кьяре и зрителю, кто прав, а кто нет, что правильно, а что нет, что нет никакой разницы между фашизмом и коммунизмом, когда они опираются на насилие. Вот Альдо Моро, который говорит, что он опирается на большинство населения, на людей которые хотят жить спокойно, и обеспечено. А вот террористы, рассуждающие о войне классов, и ради абстрактной идеи готовые лишить человека жизни. Эта картина, разделалась не только с прошлым самого Беллоккьо, но и, на мой взгляд, с Годаром и идеологически близкими ему режиссерами, и стала отправной точной пропагандистского авторского кинематографа правого толка. И я спрашиваю себя, как я бы хотел жить, переосмысливаю май 1968 года и говорю: Годар, Вы были не правы.