
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
26 июня 2008
Владислав Шувалов
 Ретроспективная программа Музея кино, посвященная творчеству выдающегося корейского режиссёра Има Квон Тхэка и состоящая из 12-ти его фильмов, снятых за последние тридцать лет, стартовала картиной Родословие (Jokbo, 1978). В силу технических причин, свойственных кинематографиям, длительное время находившимся вне мирового кинообмена, ранние фильмы Има оказались либо потерянными, либо практически неизвестными за пределами Южной Кореи, что не умаляет их художественных достоинств. Самый ранний фильм программы - Родословие является несомненным произведением искусства и одной из лучших лент представленного цикла.
Фильм затрагивает трагические страницы национальной истории. Корея издавна была объектом интереса трех крупных держав – Японии, Китая и России. Успехи в русско-японской войне позволили Японии установить протекторат ряда соседних территорий, а в 1910-м году - включить Корею в состав Японской империи. Администрация Кореи формировалась из числа японцев и поддерживалась полицейской властью. Режиссёр рассматривает самый драматический период времен колониального владычества (1910-1945) – расцвет японского милитаризма 30-х годов. В этот период притеснение коренного населения Кореи достигает своего пика: корейцев принуждают к синтоизму и заставляют менять свои имена на японские.
Японец Дани, работающий мелким чиновником в одной из префектур, получает задание заставить непокорного старейшину Соль Чжин Хёна изменить свою фамилию, что послужит примером остальным жителям округа. Дани – художник, мобилизованный на службу, пацифист и противник всякого подавления личности, с неохотой берется за это задание. Его, представителя колониальной власти, встречают в доме Соля с почестями и уважением, достойным аристократической знати. Хозяин дома прежде всего узнает в Дани, облаченного в форменный китель, талантливого художника, а не чиновника. Между героями возникают доверительные отношения. Кроме того, Дани проявляет интерес к дочери Соля, встречая в чужом доме теплоту, внимание и уважение к традициям, которые на его родине давно поставлены под ружье. Род Соля Чжин Хёна насчитывает 700 лет, и старейшина не может позволить себе сменить фамилию семейного клана – это равносильно осквернению памяти предков. Дани это понимает, но в соответствии с традициями, он не может ослушаться начальства и должен выполнить приказ. Герои сообща стараются найти выход из ситуации, не уронив лица. Однако, как известно историкам, попытки сохранить корни не имели успеха – корейцы, отказывающиеся от японского языка, объявлялись врагами империи и подвергались жестоким репрессиям.
Им Квон Тхэк решился на серьезный опыт и социально ответственный акт - в рамках реализма он задает моральную дилемму, из которой благородному человеку нет выхода. Отказываясь от деления на своих и чужих по национальному признаку, зритель ищет выход вместе с автором, сопереживая и японцу, и корейской семье. У выдающихся режиссеров Востока трагический опыт всегда является частью пути усовершенствования личности. На подмогу приходят не только сюжетные решения, но - ритуализация традиций и бережная репрезентация национального колорита. Вдохновенное произведение о сохранении человеческого достоинства подкрепляется картинами природы, которая своей смиренностью и красотой воодушевляет героев на подвиг, добавляя полнокровности и нравственной чистоты авторскому замыслу. Родословие уподоблено памяти, которая является одной из функций совести. Насильственное лишение человека корней равносильно превращению его в животного, освобождая от нравственных многовековых норм, заветов предков и благословения потомков, что влечёт потерю личности и проявляет актуальную проблему наших дней - кризис общечеловеческой идентичности.
|
|
|