В тот момент, когда в "Пушкинском" проходила церемония открытия фестиваля, в главном фестивальном кинотеатре "Октябрь" прошли первые пресс-показы. Аккредитованной публике показали два фильма, противоположных по тематике, эстетике и масштабу съёмок.
Под снегом (Nevando Voy, 2007) - фильм, выставленный во втором по значению конкурсе ММКФ ("Перспектива"), снят двумя дебютантками – уроженкой Буэнос-Айреса Канделой Фигуэйрой и жительницой Наварры Майтены Марузабаль (вероятно, поэтому фильм заявлен как копродукция Аргентины и Испании). Прежде обе девушки встречались в качестве администраторов на съёмочной площадке комедии режиссера Александра Пэйна На обочине (Sideways, 2004), известной в нашей стране и получившей множество американских кинонаград, включая "Оскар" за сценарий. В некотором роде тема дебюта девушек отдает духом социальной обочины… В цехе упаковки цепей противоскольжения для автомобильных шин работают четверо – двое мужчин и две женщины. Синоптики прогнозируют снежную зиму, и менеджеры надеются на повышенный спрос на средства от гололеда. Авторы производственной мелодрамы сосредотачивают внимание на камерной обстановке склада и отношениях работников - как смешно замечено, "скованных одной цепью". Отношения героев подчинены трудовому распорядку, а зритель - за счет внимания к физическим действиям персонажей и повторяющихся планов - получает представление о занудности рутинной ручной работы. Однако и на обочине может светить солнце – человеческие качества героев, их коммуникабельность и тёплое отношение друг к другу позволяют разнообразить однообразный ход жизни; их маленький трудовой коллектив становится подобием семьи, в которой герои делятся своими проблемами и позволяют поддерживать взаимную веру в удачу. В пользу режиссеров (старшей из девушек не так давно исполнилось 30) говорит тот факт, что им удалось проявить характеры на в общем-то проходном и практически беcконфликтном материале. Проблематика ленты укладывается в понятную реальность быта - безработица, непонимание в семье, социально ограниченные возможности любить (в фильме нашлось место и для сердечных дел). Неудивительно, что тихая человеческая история Фигуэйры-Марузабаль была удостоена премии зрительских симпатий на МКФ в Вальядолиде.

Если рабочие испанской фабрики желали снега, обеспечивающего их работой и уверенностью в завтрашнем дне, то в другой стране сезонные осадки - явление неотвратимое и зачастую безрадостное. Известный итальянский режиссер Джулиано Монтальдо снял фантазию Демоны Санкт-Петербурга (I Demoni di San Pietroburgo, 2008). Натурные съёмки произведены в городе на Неве. В центре извечной темы иноземных исследователей загадочной русской души никто иной как сам Ф.М.Достоевский. Роль мыслителя исполняет самый знаменитый балканский актер Мики Манойлович, известный по работе с Эмиром Кустурицей (Отец в командировке, 1985, Подполье, 1991, Черная кошка, белый кот, 1998). Внешне он на писателя нисколько не похож, даже несмотря на бороду. Ставка , видимо, была сделана на коммерческий потенциал актёра и его сербскую напористость, сравнимую с русской. Виктор Ерофеев когда-то обронил мысль, что русские – это несостоявшиеся итальянцы. Кажется, что есть и обратная связь: русская литература для итальянцев - некая духовная обитель, вроде буддистского монастыря, а точнее - чистилища, где можно опуститься на дно подсознания или взмыть ввысь к божественной мудрости. Фильм в декоративном смысле выполнен с тщанием и совсем недурно (во всяком случае, не дурнее наших сериалов). Что касается идей, то хрестоматийный набор достоевщины явлен в нескольких сюжетных линиях. Собственно - исторической линии, поскольку действие происходит в 1866 году, когда Достоевский остался без средств к существованию и заключил с книгоиздателем Стелловским кабальный договор, по которому обязывался написать новый роман в кратчайшие сроки. В случае невыполнения этого пункта договора писатель терял право собственности на все свои сочинения. Тогда, как известно, за 28 дней он надиктовал своей стенографистке роман "Игрок"… Второй сюжет – ретроспективный, связанный с арестом, инсценировкой смертной казни и сибирской тюрьмой. А третий вектор, фантазийный, создан на основе его известных произведений ("Бесы", "Записки из мертвого дома"). Достоевский получает записку от содержащегося в лечебнице для душевнобольных бомбиста и оказывается втянут в террористический заговор. Герой представлен авторами как метачеловек, у которого болит сердце за весь мир. Его раздирают страсти и тяжесть прошлого, он измучен попытками осмысления человеческой природы и воплощает собою идею страдания как сущностной подоплеки человеческого существования. Если не брать в расчет общие места (без которых не обойтись) и некоторую заморскую топорность, можно признать, что картина снята с чувством и той почтительной вежливостью к мифам чужеземной культуры, которая нам кажется либо вычурной и миссионерской, либо нелепой и смешной, а у иностранцев вызывает чувство трепета и уважения. Здесь можно вспомнить лауреата ММКФ Воскресение (Resurrezione, 2001), поставленного тоже итальянцами - братьями Тавиани. Когда-то они были левыми по своим убеждениям, а сегодня проповедуют идеи нравственности и Бога как высшего этического критерия бытия, что говорит о том, что итальянские режиссеры 60-х – не в пример нам – осмысливают свои пути и ошибки и меряют жизнь в соответствии с максимами русской мысли.