
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
27 мая 2008
Владислав Шувалов
Российское кино: обманчив ли прилив
 Говоря об отечественном кино, можно признать, что нынешний фест оказался для нас как нельзя более удачным, несмотря на отсутствие наших картин в основном конкурсе. Увы, если фестивальные звезды (А.Сокуров, Н.Михалков, А.Звягинцев) не представляют новых работ, надеяться на участие российских фильмов в сверхпрестижной секции почти невозможно, поскольку: либо звезда должна быть раскрученной и быть востребованной фестивальным движением, либо фильм должен обладать неоспоримым художественным эффектом. А поскольку киногения - это всегда чудо, надеяться можно лишь на рациональный подход, который заключается в постепенном продвижении нашего кино через параллельные и второстепенные программы каннского фестивального пула. Однако не будем зарываться: понятие "второстепенного" на каннской орбите означает, как минимум, старт мировой репутации и гарантию внимания фестивальных отборщиков всех стран мира – как к персоналии, так и к представляемой ею кинематографической школе – что немало. В этом сезоне, в круговорот каннской карусели попали три наших ленты: Тюльпан (Казахстан-Германия-Россия) документалиста Сергея Дворцевого (программа "Особый взгляд"), Шультес Бакура Бакурадзе ("Двухнедельник режиссеров"), Все умрут, а я останусь Валерии Гай-Германики ("Неделя критики"). Все трое стартовали дебютами. Имя Гай-Германики прежде было известно в связи с рядом скандальных документальных короткометражек, выражающих идеологию и эстетику движения "Кинотеатр.док", курирующего работы дигитального самиздатовского, как правило, документального кино. На прошлогоднем фестивале "Кинотавр" дипломом конкурса "Короткий метр" была награждена Москва режиссеров Бакура Бакурадзе и Дмитрия Мамулия. Наконец, Сергей Дворцевой широко известен среди знатоков документального кино – его фильмы (Счастье, 1994, Хлебный день, 1998, Трасса, 1999) были высоко оценены отечественными и зарубежными специалистами и получили десятки наград. Первый игровой фильм Дворцевого рождался достаточно долго: съёмки велись ещё в 2004 году, в 2006-м фильм планировался к участию в рамках Венецианского МКФ. Тюльпан "созрел" только через полтора года. В известной степени фильм удовлетворяет не столько приметам российского кино, сколько ожиданиям европейского зрителя в экзотическом ориентализме - в данном случае, события фильма развиваются в шымкентской степи. И всё-таки режиссер Дворцевой в условиях мощнейшего конкурса "убедил" Фатиха Акина, председателя жюри (и самого интересного из ныне действующих немецких режиссеров) достоинствами своей картины. Фильм получил главную премию секции "Особый взгляд", обойдя ленты таких известных режиссеров как Раймон Депардон (Современная жизнь), Киёси Куросава (Токийская соната), Андреас Дрезен (Седьмое небо), Бент Хамер (О'Хортен). Строго говоря, киногурманы издавна ориентируются именно на позиции "Особого взгляда" - это та премия, которая поставляет мировому артхаусу основные таланты и апробирует жизнеспособность новых киновекторов. Классическим примером является успех в "Особом взгляде" фильмов "румынского феномена" - Смерть господина Лазареску Кристи Пуйю ("Особый взгляд"-2005) и Калифорнийские мечты Кристиана Немеску ("Особый взгляд"-2007). Другой отечественный фильм Все умрут, а я останусь был удостоен специального упоминания "Золотой камеры": ещё в период фестиваля пресса отмечала достоинства работы оператора Алишера Хамидходжаева, известного своей работой в фильмах 4, 977, и – у Дворцевого – в Хлебном дне.
Успех молодого российского кино – хотя Сергею Дворцевому уже 45 лет, он старше Андрея Звягинцева – подлежит пристальному изучению, но, очевидно, что он спровоцирован бумом отечественного кинопроизводства. Ещё не так давно не из чего было выбирать, а сегодня отборщики фестиваля "Кинотавр" сетуют, что на 15 мест конкурса было подано 130 заявок. Фестиваль трещит от дебютантов. Остается лишь надеяться, что в ближайшее время появятся имена, которые будут способны заинтересовать мировую общественность и спровоцировать эффект подобный тому, который в прошлом году получил название "нового румынского кино". Но, возвращаясь к Каннскому фестивалю, нельзя забывать, что, дебютантом можно быть только один раз - синдром второго фильма ещё более критичен для репутации начинающего режиссера, чем дебют. Кроме того, нельзя опираться только на элементы шоковой терапии и низкопробный радикализм, привлекающий иностранное внимание качеством "дикой экзотики", но несущий опасность искривления картин жизни и дискредитации той самой идеи реализма. В любом случае, без упора на развитие профессионального мастерства и духовного освоения реальности, рождающие произведения искусства, фестивальное признание так и рискует остаться разовым и случайным.
3 страницы
1 2 3
|
|
|
|