
В возрасте 96 лет в Афинах умер Жюль Дассен, классик кино и один из режиссеров, наиболее ассоциируемых с "золотым веком" нуара.
Родился Жюль в 1911 в США в семье еврея-парикмахера, эмигранта из Одессы. В кино пришел через участие в театральных постановках, в 40-х стал работать в Голливуде и быстро стал известен такими характерными для того периода его творчества работами, как "Грубая сила" (1947) и "Обнаженный город" (1948). Дассен всегда был левацких взглядов, за что в 50-х был обвинен товарищем в приверженности к коммунизму и, как следствие, потерял возможность работать в США. Сначала Дассен уехал работать в Великобританию, где на улицах Лондона снял всего один, но удачный фильм "Ночь и город" (1950). После пяти лет перерыва в съемках Дассен снимет во Франции свою самую известную картину "Мужские разборки" (1955), настоящую классику нуара. С начала 60-х и фильма "Только не в воскресенье" (1960) карьера и жизнь Дассена стала неразрывно связана с гречанкой Мелиной Меркури, актрисой и, позже, политической активисткой, которая стала в 1966 году его второй супругой. Режиссер с тех пор жил и работал в Греции, хотя из-за политической позиции четы Дассену вместе с Меркури пришлось в очередной раз на некоторое время выехать во Францию. С Мелиной Меркури Дассен перешел в завершающую фазу своей карьеры, снимая другое кино, склонное к мелодраме. В основном это были экранизации романов известных писателей (Расин, Маргерит Дюрас, Ромен Гари и др.), в которых супруга часто была занята в главных ролях. Вместе с женой, впоследствии министром культуры Греции, Дассен стал более политически и социально активен, популярность его киноработ неуклонно падала, и в 1980-м году снял свой последний фильм, "Поздняя любовь", вернувшись к работе в театре.