
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
|
30 марта 2008
Владислав Шувалов
Пожалуй, не найдётся киномана, который не видал хотя бы одного фильма с участием вездесущего Жан-Клода Бриали. Этот факт тем более любопытен, что зрители вряд ли целенаправленно выбирают фильмы с участием этого актёра. Но, выказывая интерес к мировому кино, обойти ленты с участием Бриали практически невозможно, поскольку они есть цвет и существо кинематографа Франции. Без участия Бриали многие ленты оказались бы лишенными исконно французского дыхания и лоска.
Жан-Клод Бриали родился 30 марта 1933 года в алжирском городке Омаль, в семье французского полковника. Актерское образование Бриали получил в Страсбургской консерватории, но родители не поддерживали намерений сына реализоваться на сценическом поприще. История Жан-Клода получает кардинальный поворот в 1954 году, когда молодой человек, преисполненный оптимизма и решимости стать актером, вопреки воли родителей, переехал в Париж. Он попадет в круг общения молодых амбициозных критиков из журнала "Кайе Дю Синема", среди которых были Клод Шаброль, Жан-Люк Годар и Жак Риветт. Бриали удалось поработать над короткометражными работами гениев грядущей "новой волны", но его известность получает начало лишь в 1958 году, после работы с Луи Малем на фильмах Лифт на эшафот /1958/, Любовники /1958/ и главных ролей в фильмах Клода Шаброля Красавчик Серж /1958/, Кузены /1959/. Сам Бриали признавался, что больше прочих своим успехом он обязан именно Шабролю, который "всегда уверял, что я – хороший актер".
 К 1961 году, моменту расцвета "новой волны", Бриали становится одним из трех самых узнаваемых лиц "нового" французского экрана (наряду с Ж.-П. Бельмондо и Ж.-П. Лео). Французская "новая волна" нуждалась в легкости и обаянии слегка надменного и вальяжного городского типа – героя нового времени, который был бы не столь брутален как Бельмондо, и не столь рафинирован как Лео. Жан-Клод Бриали, красавец с галльскими чертами лица и идейный соучастник группировки "Кайе", подходил на роль "нового француза" - обаятельного, ветреного, стильного, буржуазного - как нельзя лучше. О его связях и коммуникабельности ходили легенды. Он работал с Трюффо (400 ударов /1959/), Риветтом (Париж принадлежит нам/1960/), Годаром (Женщина есть женщина /1961/), Варда (Клео от 5 до 7 /1962/), Ромером (Колено Клер/1970/), находился в близких дружественных отношениях с первыми красавицами - Роми Шнайдер, Жанной Моро, Анной Карина, Франсуаз Дорлеак, Брижит Бардо.
После схода "новой волны", карьера Бриали не только не закатилась, но и напротив получила дальнейшее и многостороннее развитие. Как и его соратник Клод Шаброль, Бриали плотно работал в жанровом кино, с годами переиграв почти у всех французских режиссеров (кажется, будто Бриали коллекционировал мэтров национального кино по собственному хотению): Ж.Дювивье, Б.Тавернье, Ф.Де Брока, М.Аллегре, К.Миллер, К.Лелуш, А.Тешине, Ж.Ури, П.Шеро. Особняком стоит участие Бриали в позднем шедевре Луиса Бунюэля Призраки свободы /1974/.
Обозревая обширную фильмографию Бриали, можно только удивляться, что Жан-Клод не стал европейской звездой уровня Делона или Бельмондо. С одной стороны, это произошло в силу того, что Бриали нередко играл на вторых ролях, оттеняя игру первых величин (хотя в то же время он прочно закрывал собою актерский тыл, словно утверждая, лицом в кадре и именем в титрах, класс очередного французского фильма). С другой стороны, ирония судьбы сопряжена со зрительским ощущением, будто Бриали играл самого себя, городского повесу и баловня судьбы (казалось, актер работал не для публики, а в свое удовольствие). Ему всё и с легкостью удается – в кино, и в жизни: Бриали написал несколько книг, снял шесть фильмов в качестве режиссера (не считая телевизионных постановок), открыл ресторан, возглавил театр Théâtre des Bouffes-Parisiens, работал на позиции художественного руководителя пары фестивалей, активно сотрудничал с радио и ТВ. За вклад в отечественную культуру Бриали был награжден высшими государственными наградами, включая орден Почетного легиона.
Печать светского жуира и балаганного героя Бриали пронес через всю жизнь: он аристократично одевался, достойно выглядел на коммерческих ролях, в обществе и на экране, красиво старел, воплощая собою ту модель французской естественности, что восторгала многих, вплоть до президента Николя Саркози, который после ухода актера, скончавшегося от рака в прошлом году, отметил, что Жан-Клод Бриали "наполнил собою полвека кинематографа, воодушевив около двухсот фильмов своим благородством, юмором, изяществом и легкостью".

|
|
|