
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
18 марта 2008
Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения французского режиссера Рене Клемана
Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения французского режиссера Рене Клемана. Телеканал "Культура" по этому случаю проводит короткую ретроспективу его творчества, в которую вошли фильмы "Жервеза" (1956), "Запрещенные игры" (1952) и "На ярком солнце" (1960).
Для Клемана, начинавшего с документального кино, весь его творческий путь была характерна склонность к созерцательной стилистике повествования, его фильмы редко впрямую транслируют требуемые эмоции и зачастую не содержат оценки происходящего. Однако повествование режиссер строил таким образом, что зритель неминуемо проецирует собственный жизненный опыт поверх того, что запечатлено на целлулоиде, что естественным образом вызывает у каждого глубоко специфичную сильную реакцию. Именно к такому типу фильмов Клемана относятся "Жервеза" и, в еще большей степени, "Запрещенные игры". Клеман был довольно разнообразен и в жанровом отношении и в плане применения художественных средств выражения, однако не все ему удавалось и карьера его была неровной. Несмотря на то, что сильные фильмы Рене Клемана имели международный успех (включая две премии "Оскар"), репутация режиссера не была безупречна и его редко вспоминают в числе классиков французского кино. Виной тому определенные сложности, которые пережил Клеман с приходом в 60-х "Новой волны", которой он сторонился и, к сожалению, часто неудачно. Наибольшим ударом по его репутации стала постановка в 1966 году размашистой военной ленты "Горит ли Париж?", сценарий которой был написан Гором Видалом в содружестве с Фрэнсисом Фордом Копполой. После ее провала все прочие картины режиссера не имели сколь-нибудь значимого резонанса. Рене Клеман завершил карьеру в 1975 году, почти за двадцать лет до своей смерти.
Телеканал "Культура" покажет всего три фильма Рене Клемана, но они позволят заинтересованному зрителю познакомиться с лучшими сторонами режиссера, не заслуживающего забвения.
"Жервеза", вторник 18 марта
Клеман в своей лучшей форме - характерный для него образец нео-реализма, вступающего в естественный и интенсивный союз с мрачной повествовательной атмосферой прозы Золя - в основу лег его роман "Западня". Фильм рассказывает тяжелую судьбу хромоногой Жервезы, все начинания которой, деловые или личные, неминуемо разбиваются о реалии существования низжих слоев населения. Номинации на Золотого Льва Венецианского МКФ и на премию "Оскар" в категории "Лучший иностранный фильм".
"Запрещенные игры", среда 19 марта
Военные годы глазами детей. Простая по форме и аутентичная детскому восприятию действительности картина, драма которой разворачивается в сознании сопереживающего зрителя - сами дети, несмотря на ужасы фашистской оккупации, не могут видеть всю безысходность своего положения. Изобразительная структура фильма не осложнена какими-либо техническими или монтажными трюками. Результат - одна из лучших картин Рене Клемана. Фильм стал победителем Венецианского МКФ и получил "Оскара" как лучшая зарубежная картина.
"На ярком солнце", четверг 20 марта
Первая киноэкранизация "Талантливого мистера Рипли" Патриции Хайсмит. Молодой и на тот момент почти неизвестный Ален Делон как никто подошел на роль холодного и циничного Тома Рипли. В создании напряжения этого фильма немалую роль сыграл визуальный ряд картины, непрерывно "подыгрывающий" актерам. "На ярком солнце" - пример удачного стилистического эксперимента Клемана, его последний значительный фильм и стартовая площадка для Делона.
|
|
|