
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
|
13 февраля 2008
"Черный лед" на "Озере Тахо"
Начало работы фестивального жюри ознаменовалось тем, что двое из его участников взяли самоотвод. Сюзанн Биер уехала в США работать над новым проектом, а Сандрин Боннэр решила разжаловать себя в гости фестиваля, чтобы ближе к середине покинуть его ради работы над новой ролью. Несмотря на весьма сдержанную реакцию на этот демарш со стороны организаторов, пишущая братия мимо такого события не прошла. Чуть ранее журналисты озвучивали упреки в консерватизме отбора, чуть позже у них стали появляться сомнения в качестве конкурсной программы, а логичным развитием нагнетаемого ажиотажа стали совсем уж категорические заявления прессы о провале мероприятия.
Весь этот шум представляется явлением достаточно субъективного происхождения, но для того, чтобы более адекватно представлять себе ситуацию вокруг конкурсной программы Берлинале, мы попытались сжать в несколько строк отношение критики к каждому из конкурсных фильмов, показанных на сегодня.
Черный лед, реж. Петри Котвица
Один из самых обсуждаемых фильмов фестиваля. Муж-профессор изменяет жене-гинекологу с девушкой-дзюдоисткой. Это не комедия, хотя её элементов при такой завязке создатели избежать даже не пытались – в результате получилась энергичная остросюжетная драма, местами переходящая в триллер. Внимание общественности большей частью привлекает изощренная изобретательность сценариста – это отражается и в жанровой несовместимости компонентов действия, так и в характере происходящего на экране (об изложенном здесь способе проверить, не беременна ли дзюдоистка, пишет почти каждый, кто поминает этот финский экзерсис). Всерьез фильм мало кто воспринимает.
Озеро Тахо, реж. Фернандо Эймбке
Тепло принимаемая зарисовка из жизни молодежи в "мертвый сезон". Весь фильм мексиканский подросток неспешно реализует идейно простую задачу - найти механика, чтобы тот починил разбитый автомобиль, но попутно сталкивается с множеством препятствий. К плюсам относят и грамотно варьирующийся темп, и сдержанный юмор, и способность объединить взятые по отдельности малозначительные события в живое полотно. Кроме того, оператором фильма работал Алексис Забе, известный по впечатляющим работам совместно с Карлосом Рейгадасом.
Нефть, реж. Пол Томас Андерсон
На данный момент эта повесть о восхождении нефтяного магната рассматривается большинством, как основной претендент на главную награду. Довольно редкий случай, когда один из фаворитов гонки за "Оскарами" заодно является и фаворитом большого европейского фестиваля, пусть даже тот в "топливном кризисе". Диапазон мнений - от осторожной констатации необходимости его просмотра до щедрого признания в качестве шедевра.
Джулия, реж. Эрик Зонка
Более двух часов Тильды Суинтон в разной степени опьянения и похмелья, участвующей в похищении ребенка. Критика в основном ругает фильм за неимоверный сценарий, но досрочно выдает Суинтон главный приз за актерскую работу.
На любовь мы уповаем, реж. Ван Сяошуай
Китайский режиссер снял фильм о расставшихся мужчине и женщине, которые вынуждены вновь объединиться, чтобы спасти своего единственного ребенка. Помочь больной лейкемией девочке может только пересадка костного мозга родного брата или сестры. Давно отстранившиеся друг от друга люди решают завести еще одного ребенка, чтобы спасти существующую дочь. Несмотря на очевидный потенциал слезоточивой драмы, это сдержанное и нейтральное кино о современном среднем классе, без национальных особенностей. Многим кажется, что сделано слишком длинно и холодно.
Сады ночи, реж. Дэмиэн Харрис
Большей частью - флешбеки в незавидное прошлое двух подростков. Главная героиня - девочка, которая была похищена в сексуальное рабство. Предыдущий фильм Дэмиэна Харриса располагался примерно в том же извращенно-криминальном пространстве, но был все-таки непритязательным триллером, этот пытается быть обличительной драмой. Программный нонсенс.
Воробьиное чириканье, реж. Маджид Маджиди
По всей видимости, типичное явление для Маджиди - душевная линейно-повествовательная картина из жизни самых простых иранцев. Главному герою картины, уволенному с работы на страусиной ферме, приходится уехать в Тегеран, чтобы столкнуться с безумием большого города и переосмыслить жизненные ценности. Маджиди как всегда прост, если не поверхностен, но его кино всегда легкое и очень жизнеутверждающее. Страусы в массовке добавляют позитива. В Европе нашли, что поставить Маджиди в упрек - нет комплексной изобразительности земляков Махмальбафа и Киоростами.
Элегия, реж. Изабель Койшет
Койшет опять посягает на исследование глубин человеческой души, на этот раз изучаются особенности интеллигентного стариковского вожделения. Бен Кингсли играет стареющего одинокого профессора, теряющего голову от чувств к своей студентке в исполнении Пенелопы Крус. Кино - о том, как трудно быть старым и образованным. Говорят, что именитые артисты поработали на славу, литературности первоисточника (романа Филипа Рота) не чувствуется, но в способности человека, который до того только по отмелям с трубкой плавал, погружаться (и погружать) в глубины, где нужен батискаф, верится с трудом.
Элитное подразделение, реж. Хосе Падилья
Спецназ приходит в "Город Бога". Приводят его режиссер-документалист и бывший капитан спецподразделений. Бразильское кино вообще предстает на глаза фестивальной общественности в двух ипостасях: в виде компактно упакованных мыльных опер или криминальных эпосов редкой красоты. "Элитное подразделение" - крепко сбитая полицейская сага о коррумпированной бразильской действительности, фильм насыщенный и увлекательный, главный хит национального кинопроката минувшего года. Падилья активно эксплуатирует визуальный почерк, разработанный еще Мейреллешем в упомянутом "Города Бога". Прокатом картины за пределами Бразилии занимаются братья Вайнштейн, что красноречиво свидетельствует о коммерческом потенциале фильма.
Вишня в цвету, реж. Дорис Дерри
Немецкий вклад в программу. Переживая смерть жены, пожилой мужчина пытается наладить отношения с детьми (которые отстранены и безразличны) и загладить тяготящую его вину перед женой. Искуплением вины становится вояж в Японию с восхождением на гору Фудзи в сопровождении японской девушки. Перспектив на фестивале у фильма нет.
Воробей, реж. Джонни То
Джонни То, полюбившийся фестивалям класса А за бандитские саги накала лучших работ Скорсезе, на этот раз привез в Берлин романтическую комедию. Сильная сторона То - визуально изощренное криминальное действо - остается основой фильма и в "Воробье", где четыре гонконгских карманника оказываются под влиянием чар девушки, которой нужны их профессиональные способности. То упрекают в излишней легковесности действия, но азиатская комедия - явление довольно специфическое, а чувство юмора режиссера хорошо заметно и в фильмах, которые никто комедией не называет. В любом случае, работы То в конкурсных программах европейских фестивалей большей частью используются для внесения элемента разнообразия в поток моральных страданий и социальных ужасов, которые чаще всего составляют ядро серьезных киносмотров.
Тихий хаос, реж. Антонелло Гримальди
Нанни Моретти каждый день сидит в парке и ждет из школы свою дочь. Трагический ступор успешного телепродюсера, у которого скоропостижно умерла жена, обещает стать очередным характерным примером того, как невыносим итальянский кинематограф в наши дни.
Беззаботная, реж. Майк Ли
Этот фильм сразу называли в числе наиболее вероятных потенциальных обладателей Золотого медведя, он им и остается. Майк Ли, знаменитый своими социальными зарисовками, сделал свой самый доступный для зрителя фильм. Реализм эмоционального и психологического отражения жизни англичан (конёк Ли) и здесь на своеобычном уровне, новизна - в образе главной героини. Неунывающая лондонская учительница по имени Поппи, веселая и общительная, пробивает лед жизни большого города непотопляемым оптимизмом. С одной стороны, Майк Ли не мог обойти своим вниманием негативные реалии существования, с другой - жизнерадостная Поппи явно привлечет к фильму внимание непривычно широкой для Ли аудитории.
Стандартная процедура, реж. Эррол Моррис
Единственный документальный фильм в конкурсе исследует причины и последствия международного скандала, который разразился, когда общественности стали доступны снимки, на которых иракские пленники тюрьмы Абу Грейб подвергаются пыткам и унижениям со стороны американских военнослужащих. Кино построено на материалах интервью с теми самыми военнослужащими. Памятуя о неожиданном успехе фильма "Фаренгейт 9/11" в Канне, можно предположить, что фестивальная публика и жюри примет благосклонно и работу Морриса – как известно, в Европе всегда рады продемонстрировать свое отношение к современной политике США.
Строго говоря, со стороны происходящее на катастрофу все же не похоже, хотя нельзя отметить и необыкновенных удач. Впереди еще есть фильмы, способные поразить придирчивых европейских ценителей кино, например, корейский "Ночь и день" Хон Сан Су и "Наша мать" японца Йодзи Ямада. В фестивальной программе ближайших дней - и потенциально сильные французы Филипп Клодель и Робер Гедигян, а также Амос Коллек. Фестиваль завершится в воскресенье, 17-го февраля, и организаторов вполне может спасти грамотный выбор победителя. В конце концов, вспоминать будут в основном обладателя «Золотого медведя», а не тех, кто за ним тянулся.
|
|
|