
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
28 июня 2007
ММКФ-2007 (день пятый). Неукротимое сердце Алена Рене.
vlush
Мы давно знаем, что наш любимый Ален Рене издавна обрёл сюжет, психологию, проблематику и актуальность которого исполняют его давние друзья - Пьер Ардити, Сабин Азема, Андре Дюссолье, Ламберт Уилсон. Повторяющееся в первом предложении слово "давно" является ключевым в творчестве Алена Рене. Взаимосвязь между ним и словом "сейчас" исследовались французом так многосторонне и на почти научной основе, что теперь "память" обязана Рене за верность и чистоту изучения самой себя. В фильме "Сердца" чувствуется как предпенсионное настроение, так и желание тряхнуть стариной. Немолодые герои Рене (как и режиссёр) сопротивляются времени: Пьер Ардити работает барменом в модном неоновом ресторане, Уилсон, военный в отставке, бегает на свидания по всему Парижу, Сабин Азема пробавляется стриптизом, а Дюссолье (как и в предпоследнем фильме) активен на ниве продажи недвижимости. В остальном всё то же - типовая для Алена Рене последних десяти лет театральная мелодраматическая пьеса о частных страхах добропорядочных парижан. Героем его постановки не хватает пространства (фильм открывается сценой осмотра квартиры, которую покупатель находит недостаточно просторной), хотя их жизнь и без того не очень коммуникабельна, огорожена дверьми личных комнат и офисными перегородками. У героя Ардити сложные отношения с парализованным отцом, у Уилсона - с женой, у Дюссолье - с сестрой, у Сабин Азема - с религией . Страх одиночества, новых жизненных поворотов, интимных откровений и нехватки тепла сопровождает человека всю жизнь, даже если он мудрый и старый как юбиляр Рене. Фильм кажется затянутым - калейдоскоп житейских историй можно было сделать и полаконичнее. Не ровён час и самоповторы Алена Рене начнут выдавать за склероз, а затянутость - за старческое брюзжание. Но это буду не я.
Владислав Шувалов
|
|
|