Когда-то на "Богиню" Литвиновой наезжали за эксплуатацию муратовского стиля. Фильм
"У реки" - украинского режиссёра Евы Нейман - это ещё более запредельный вариант (точнее, клон) приёмов и кинолексики Киры Георгиевны. Сонный чеховский мотив-перевертыш сонной глубинки, атмосферное течение фильма, "высокая косноязычность" героев. Сьёмочная группа вся сплошь муратовская (сценарист С.Четвертков, актеры Н.Русланова, С.Бехтерев, Н.Бузько). Причём, удивительно, насколько точно всё делает Ева Нейман, следует школе Муратовой буквально: у неё работает панорама, задний план, равномерное распределение "второстепенных людей", каждый актер обладает харизмой, а режиссёр обладает вниманием к деталям, к эпизодическим фигурам - и людям, и зверям. Но для кого сделан этот фильм? Зрителю, чуждого поэтики Муратовой, картина будет неприятна, муратововедов она и вовсе будет раздражать - "логопедически поставленным косноязычием", подменой муратовского мира. Понятно, что таково, видимо, "новое украинское кино", её экспортный стиль, в котором действие приторможено, актеры повторяют слова дважды, каждый из них нацелен на эффектный номер, но все усилия разнонаправлены - вектора, каковым является божественный талант Муратовой, у Евы Нейман нет. Впрочем, Кира Георгиевна заслужила иметь учеников (тем более, таких отличников).
Владислав Шувалов