
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
21 июня 2007
ММКФ-2007 (день первый). Кустурица, Озон, Жоливе.
vlush
Ждать от Эмира Кустурицы чего-то кардинально нового - ошибочно. Он из тех, немногих, кто давно выработал безошибочно узнаваемый стиль (как у Линча, Джармуша или Альмодовара). Большинству нравится. Мне - тоже. Мир Кустурицы всегда подкупал, несмотря на кустарщину и издержки отдельных эпизодов, органичностью псевдофольклорной фабулы и присутствием магии, за что режиссёру прощались (и до сих пор прощаются) повторы и самоцитирование. В фильме «Завет» («Обещай мне») Кустурица дает пост-андеграунд эпохи Евросоюза. Войны нет, но разгул демократии режиссёра не радует («Если Гитлер напал на Польшу из ненависти к людям, то теперь войны идут от большой любви»). В вымершей сербской деревне остается только старик-дед и его внук-подросток. Мальчик, после того, как в деревне закрыли школу, получает наказ отправиться в город и продать там корову, а вернуться - с иконой (для деда) и с женой (для себя). Надо сказать, что подобной концентрации фарса Кустурица прежде себе не позволял. В фильме много аляповатых эпизодов (прямо-таки карнавала ряженных) и «странного» юмора (н-р, на тему скотоложства). Как и Вон Карвай, у которого перекликаются короткометражка «Рука» и полный метр «2046», Кустурицы короткометражная новелла «Цыган» из альманаха «Невидимые дети» оказалась раздутой до большого кино (один и тот же исполнитель главной роли плюс буквальное повторение сцены столкновения на узкой дороге свадебной и похоронной процессий). Однако у Кустурицы (чем он хорош) всегда можно найти успехи: одна сцена, когда дед, слушая советский гимн по телевизору, вскакивает с кровати, а режиссёр монтирует слезы героя, слезы наших чемпионок на пьедестале почета, и сиськи соседки, за которой в это самое время подглядывает внук, говорит гораздо больше о взаимоотношении времени прошлом с временем нынешним, чем два «Груза 200». Несмотря на трепетное отношение автора к России, он использует много отсылок к американскому кино – цитирует «Таксиста», на персонажей надевает ковбойские шляпы, а над Сербией запускает своего «Супермена» (который тоже в синем, но никого не спасает, а лишь привлекает к себе общественное внимание). Кустурица по-прежнему мастак на мировую репрезентацию загадочной славянской души, но если раньше он казался родственником, приехавшим из глуши (со своеобычными манерами, говором и удалью), то теперь его хочется отправить восвояси - гость подзадержался, и его простота стала надоедать.
«Ангел» Озона – наоборот - обещал быть тем, чего ждёшь от обездарившегося режиссёра меньше всего – оказаться автором лучезарного мейнстрима, на который француз, погрясший в гомосексуальных метаниях, решился лишь однажды (и с успехом - «Восемь женщин»). Но «Ангел» не идёт ни в какое сравнение с «Восемью женщинами». Фильм, снятый по роману Элизабет Тэйлор (не актрисы, а английской писательницы 1912 г.р.) воплощает ту извечную ненависть, с которой француз разделывает ненавистную Англию. Картина - технически почти безупречная калька с классических английских экранизаций (Бронте, Диккенс, Форстер); Озон тщательно работает с реквизитом, костюмами, декорациями, постановкой актерской пластики и речи, но удручает абсолютно мёртвым человеческим содержанием ролей. Почти всех – в том числе главных: писательницы дамских романов первой четверти ХХ века Энджел Дэверелл, вырвашейся из грязи в князи, став светской дамой, и её мужа, инвалида Первой мировой, художника-импрессиониста, который был раздавлен любовью и барством своей неумной жены. Всю любовь и благородство Озон (как и водится) вложил в представительницу нетрадиционной ориентации – третью героиню фильма, золовку Энджел, которая испытывала к жене своего брата не только родственные чувства.
Чувства, которых лишил англичан Франсуа Озон, присутствуют в другой французской ленте - романтической комедии Пьера Жоливе «А вдруг это любовь?». Название сразу адресует к известной отечественной кинотеме «А если это любовь?» Юлия Райзмана. Однако в картине речь идёт не о молодых людях, как людях только-только открывающих для себя мир лирических отношений, а, скорее, наоборот - людях, завоевавших мир. Главный герой – руководитель крупнейшей европейской телекоммуникационной компании не может найти себе пару. Осознавая свою роль для развития бизнеса и курса акций, топ-менеджер нанимает детектива, чтобы удостовериться в порядочности приглянувшейся женщины (Сандрин Боннэр). Фильм катится очень ровно как лелушевская «Мужчина и женщина», шуточно обыгрывая болезнь нынешних урбанистов – боязнь впустить в свою высокоорганизованную жизнь чужого человека, отношение к себе (и к нему) как к инвестиционному активу, который требует гарантий, подстраховки и чистой кредитной истории.
«Завет» / «Zavet» (Сербия, Франция, 2007, 130 мин., режиссёр Эмир Кустурица)
Просмотр: 21.06.2007, к/т «Октябрь», программа «Фильм открытия» (пресс-показ).
Звук: сербский язык с англ.субт. (перевод в наушниках)
«Ангел»/«Angel» (Франция, Великобритания, Бельгия, 2007, 134 мин., режиссёр Франсуа Озон)
Просмотр: 21.06.2007, к/т «Октябрь», программа «Гала-премьеры» (пресс-показ).
Звук: англ.язык (перевод в наушниках)
«А вдруг это любовь»/«Je Crois Que Je L’Aime» (Франция, 2007, 90мин., режиссёр Пьер Жоливе)
Просмотр:21.06.2007, к/т «Октябрь», программа «Мир кино», пресс-показ,
Звук: франц. язык (перевод в наушниках).
Владислав Шувалов
|
|
|