Доводилось мне уже (речь тогда шла о «Большом ограблении маппетов») высказывать соображения об интересном влиянии временной ностальгии на восприятие некоторых фильмов и культурных явлений. Вот ещё один пример.
Давным-давно, в 1986 году, я, будучи начинающим киноманом, впервые осознал, что есть «гипнотический эффект» фильма. Дело было на «Властелине времени» Лалу. Я не вникал в сюжет, забыл его очень быстро, но образы, их связь с музыкой, общая сюрреалистическая атмосфера фильма несколько дней не отпускали. Когда отпустили, я пошёл его пересматривать. Потом было много других впечатлений, однако неповторимое ощущение «Властелина времени» осталось.
Уже позже выяснилось, что “Les maitres du temps” 1982 года – знаменитый фильм, что его создатель Рене Лалу заслуженно числится одним из величайших аниматоров Франции и мира, и что для «Властелина» он привлёк известнейшего художника Мёбиуса. Прошло, однако, более 20 лет, и вот недавно я обнаружил в Москве лицензионный бокс-сет фильмов Лалу и незамедлительно им обзавёлся.
Сознаюсь, «Властелина» (точнее, вроде бы множественное число, но я уж старым вариантом перевода воспользуюсь) пока не пересматривал. Но и два других фильма, а это «Дикая планета» (“La planete sauvage” по рисункам Ролана Топора) 1973 и «Гандахар» (“Gandahar” по рисункам Филиппа Каза) 1988 очень хороши. «Планета» так просто шедевр, даже (страшно признаться) мощнее «Властелина». Сюжеты по-прежнему мало меня занимали, обычная фантастика, хотя за этими сюжетами, к счастью, обнаруживаются повторяющиеся в каждом фильме и очень близкие мне идеи (об опасности единомыслия и вреде единообразия во всех видах или о том, что наделённые силой и властью существа всегда используют свои способности для подавления индивидуальности и вообще враждебно по отношению к другим, тогда как отщепенцы и аутсайдеры являются подлинными спасителями нормального существования). И, разумеется, потрясающа образность фильмов. Сюрреалистическое пиршество «Дикой планеты» впору сравнить с выставкой соответствующей живописи, однако эффект усилен ещё и потрясающей музыкой Алена Гораге. Мечтавший сделать анимацию серьёзным искусством Рене Лалу своего добился, его работы по сей день очаровывают, гипнотизируют, а образы отпечатываются в сознании надолго. Поэтому почитателям сюрреализма бокс-сет (а особенно «Планету») пропускать нельзя.
А если кто на «Синематеке» помнит 80-е и «эффект «Властелина времени», то…они и так всё поняли.