К Новому Году не успел, ну да лучше поздно, чем никогда. Итак, немного о Гулде и Горовице (по книге Кевина Баззана “Wondrous strange”, которую всем поклонникам Гулда настоятельно рекомендую).
Гулд старался редко критиковать коллег, однако Горовицу доставалось не раз. Для канадца он стал воплощением всего худшего в искусстве музыкального исполнителя : тяготел к романтическому репертуару, ставил себя выше исполняемой музыки (по мнению Гулда), любил излишне эффектные действия. Потому Гулд считал особенности манеры Горовица фальшью (“His high octaves…he fakes them”), а высказывание Горовица «Есть три типа пианистов – геи, евреи и плохие пианисты» комментировал так : «Есть ещё одна, очень большая группа : пианисты, играющие лучше Горовица». Справедливости ради, добавлю, что Гулд признавал и некоторое влияние Горовица, но только в начале карьеры, да и не сказать, чтобы он эти фактом гордился.
Горовиц в долгу не оставался. Например, по поводу исполнения Гулдом Вагнера сказал “He played like a stupid ass” (полагаю, имелось в виду первоначальное значение слова “ass”). Однако книга всё же о Гулде, а не о Горовице, поэтому в подробности пикировки со стороны Горовица Баззана не углубляется.
Когда вроде ушедший со сцены Горовиц торжественно вернулся к концертной деятельности, назвав своё «новое пришествие» «Историческим возвращением» (“Historic return”), Гулд увидел в случившемся лишь очередной внешне эффектный, но бессмысленный жест, которые он так не любил в Горовце. Имевший талант незаурядного юмориста (почитайте его замечательную пародию на мемуары Рубинштейна) Гулд написал сценарий радиопрограммы «ИстЕрическое возвращение» (“Hysteric return”). По идее Гулда, знаменитый пианист (сам Гулд) решает торжественно возобновить выступления, для чего выбирает аудиторию нефтяных магнатов и прочих бурильщиков. Концерт проходит на нефтяной скважине где-то в северных морях. В репертуаре романтики и любимые композиторы Горовица. Однако в самый разгар концерта приходит известие, что по соседству нашли нефть. Аудитория бросается на выход, поэтому Гулд заканчивает выступление перед пустым залом, а единственная реакция – звуки, издаваемые заплывшим на шум морским котиком.
Правда, сценарий так, если я правильно помню, и не был реализован. Студия не пожелала ссориться с Горовицем. Хотя Гулд кое-что специально для возможной программы записал.
Впрочем, не подумайте, что книга Баззана сплошь о скандалах и т.п. Это так, эпизод. Поэтому прочтите её сами. Действительно отличный пример биографической и музыкальной литературы.