идея:
Причём здесь дыхание? Мы не часто думаем о дыхании: оно совершается само. Однако, прикасаясь к шедевру киноискусства, мы делаем вдох, воспринимаем, поглощаем образы и идеи фильма, позволяем ему поселиться в нас, и зачастую забываем о выдохе.
Не понятые, не разобранные кинообразы со временем наслаиваются, цепляются друг за друга, способны жить долго. Одна из задач нового цикла кино-встреч «кино/дыхание» - поиск уравновешенного ритма «вдоха» и «выдоха», восприятия и осмысления воспринятого содержания выдающихся киноработ.
К тому же, язык кинохудожника не всегда вполне ясен для зрителя. Описание авторского почерка, использованных им трафаретов и заимствований, созвучие с другими киноработами, восстановление контекста, в котором фильм был снят и представлен публике – подобная киноведческая справка приблизит даже сведущего киномана к пониманию глубинного содержания фильма. Отсюда подзаголовок нашего проекта:
[вслед за волшебным клубком авторского почерка].
регламент:
«кино/дыхание» - цикл встреч: встреч зрителя и фильма, зрителя и автора (хотя бы и в форме авторского замысла), зрителя и зрителя. Каждый круг «кино/дыхания» будет начинаться субботним просмотром фильма. На следующий день, без спешки разобравшись с впечатлениями от ленты, оформив ощущения, желающие встретятся снова. Краткий киноведческий обзор, обмен мнениями, дискуссия в попытке понять автора, себя, друг друга– такова воскресная программа.
-возможно участие как в обеих частях (просмотровой и дискуссионной), так и в любой по отдельности;
-программа проекта включает в себя 36 фильмов от 1920-х до 2006 года создания;
-на первых порах вдох/выдох будут совершаться раз в две недели, начиная с 16 сентября. Впоследствии ритм «кино/дыхания» может стать чаще;
-начало сеанса – суббота 20:00, обсуждение/дискуссия – в воскресенье в 18:00;
-в рамках кинопросмотра и обсуждения недопустимо нарушение общепринятых этических норм; приветствуется поиск взаимодействия, а не конфликта. Общий вектор дискуссии – в разнообразии точек зрения и мнений (порой радикально противостоящих друг другу) видеть богатство художественного материала, а не чужую ошибку;
-по возможности фильмы будут демонстрироваться на языке оригинала, с русскими субтитрами.
Ключевые слова цикла: почерк и штрих, трафарет и цитата, контекст:
- почерк и штрих
любого мастера узнают по штрихам. Особый посыл, взгляд под иным углом выделяют гениального художника среди прочих. Такеши Китано использует в своих лентах тишину созерцательности и внезапную ярость, Спайк Джонс – абсурдность ситуаций, Ларс фон Триер – дрожащую камеру и минимальную насыщенность, а Сергей Параджанов – пиршество цвета, доводящее зрителей до почти физического ощущения вкуса;
- трафарет и цитата
бывает, смотришь фильм и отмечаешь, что тебе уже знаком такой полет камеры, луч света на лице, эта сцена что-то неуловимо напоминает, а иная просто скопирована. Откуда? Почему так получилось? Заимствования среди художников неизбежны, но зачастую и неслучайны. Например, когда режиссер поклоняется кадрам, приёмам, находкам своих предшественников и учителей и копирует, цитирует, намекает, подчас выворачивает оригинал наизнанку;
- контекст
произведение искусства - не только замысел его создателя. Это время и пространство его создания, всегда индивидуальное, неповторимое. Судьба фильма зависима от актуальных проблем и идей, которыми дышит общество, политической ситуации, личной жизни художника, перипетий съёмочного процесса, воли продюсера и благоволения Небес. Знание контекста, в котором задуман, возник, был воспринят фильм, поможет нам следовать нити клубка авторского почерка, приближаясь к истинному личному тексту замысла художника.