Знаменитая книга. Робертсон Дейвис её очень часто с восхищением поминал, отмечая не только литературные, но и психотерапевтические достоинства. Дело в том, что английский библиотекарь и священнослужитель Бёртон сочинял свой трактат для излечения собственной (а если повезёт, то и читательской) меланхолии. Правда, по свидетельствам современников, его состояние только ухудшилось. Существует даже версия о его самоубийстве, хотя она и опровергается.
Полторы тысячи страниц из 17 века прочесть – не самая лёгкая задача. Но книга-то и впрямь выдающаяся. Трудно её к какому-то жанру отнести : вроде медицинская тематика, но много размышлений и религии, о политике, да о чём угодно. Обилие цитата из самых разнообразных источников, но и автор на страницах вполне отчётливо присутствует. Словом, такое надо прочесть, заодно обнаружив массу любопытнейших афоризмов. Прочесть стоит и тем, кто с меланхолией и депрессией очень близко знаком (подобно автору данного сообщения) и тем, для кого это мимолётное ощущение. Рискну согласиться с Бёртоном, что людей, совсем свободных от меланхолии, всё же не бывает. Конечно, далеко не со всем у Бёртона можно согласиться. Хотя, почём знать, это я о своих ощущениях. Точных и бесспорных наблюдений у автора множество, но вот его чрезмерная религиозность мешает. Да, Бёртон вроде не фанатик, а терпимый представитель церкви, но эти постоянные призывы довериться воле Божьей, размышления о красоте Его гнева, неприязнь к атеистам и другим вероисповеданиям порой раздражают. Понятно, надо помнить о профессии автора, да и времени написания, но когда после десятка удивительных и поглощаемых с восторгов страниц вдруг утыкаешься во что-то из перечисленного – не очень хорошее ощущение. С другой стороны, может, это и неплохо, когда такой перепад впечатлений происходит. Когда мне захочется с автором во всём соглашаться, я могу Донливи или Менкена перечитать.
Ещё один странный момент «Анатомии» - не до конца прояснённая Бёртоном для него самого позиция по отношению к меланхолии. Да, он её пытается излечить и полагает вредной, но уж очень привлекательно она порой смотрится на его страницах. Тогда, словно желая исправиться, Бёртон ставит знак равенства между меланхолией и безумием, что кажется преувеличением, хотя, опять же, может, он и прав.
Начинается книга с длинного предисловия, где Бёртон размышляет о преследующей человека меланхолии, подробнее останавливается на вреде милитаристского сознания (превосходно и очень современно звучит), потом пускается в утопические фантазии, а в конце приходит к выводу, что человек сам во всём виноват (возможно), потому как часто Бога гневит. Вера и покорность должны вроде как помочь (мне же почему-то вспоминается Фуллер : «Если человечество почаще кляло Бога за посылаемые невзгоды, Он бы научился нас уважать»).
Первая часть – причины и симптомы меланхолии. Снова поражают точность и актуальность (с 17 века ничего не изменилось). Ничего вроде нового Бёртон не сообщает, но практически все причины им собраны, как и подробный рассказ о симптомах, да ещё всё подкреплено отсылками к научным, медицинским и прочим источникам. Сила воображения, зависть, стыд, бедность, богатство, чрезмерная образованность…Да вся жизнь предлагает несметное количество возможностей в меланхолию впасть. Сюда же Бёртон ещё и происки нечистой силы добавляет. Ну, это на усмотрение читателя. Хотя написано убедительно. Главными же причинами возникновения меланхолии как постоянного состояния Бёртон полагает уединение и бездеятельность. Описав с точностью до эмоции состояние меланхолического человека, Бёртон первую часть завершает.
Вторая посвящена излечению. Вначале речь идёт о «теории жидкостей», которые определяют темперамент человека. Именно «чёрная меланхолия» как жидкость сильно осложняет жизнь людям, в организме которых преобладает или в организме которых в меланхолические моменты берёт верх над кровью, флегмой или холерой (к болезни здесь не имеет отношения). Тут же предлагаются сложные анатомические выкладки, разговоры о медикаментах и диетах, но мне во второй части более интересны психотерапевтические способы. Эту часть надо обязательно прочесть всем, кто связан с медициной и психоанализом (в медвузах в первую очередь), поскольку по большей части Бёртон честно ставит себя на место страждущего и пробует объяснить, как переживать кризисные ситуации. Он честно предупреждает, что универсального лекарства нет, но гуманизм Бёртона (без ложной напыщенности) здесь особенно виден. Правда, в главе о борьбе со страхом смерти и переживаниями о смерти близких Бёртон слегка переусердствовал. По её прочтении сразу хочется удавиться, так как смерть здесь выглядит приятным избавлением от всех бед мирских (и начинаешь думать, что версия о самоубийстве автора заслуживает серьёзного отношения). Правда, тут же в ход идёт религиозная часть, с которой снова согласиться нельзя, так что идиллически-суицидальные мысли улетучиваются. Единственным «правильным» способом излечения от меланхолии Бёртон видит религию. Допускаю, что кому-то она помогает, но универсальность её как «лекарства» вызывает изрядные сомнения.
Третья часть – любовная меланхолия и меланхолия религиозная. Главы о любовной меланхолии – удивительный пример сочетания научного трактата с обширным цитированием романтической литературы. Приём срабатывает. Написано здорово. Бёртон отстраняется от темы, объясняя, что ему любовь незнакома (могу его понять), но подробно описывает что и как ведёт к любви и любовным проблемам. Под возможным излечением автор числит отказ от романтических эмоций вообще или напротив полное подчинение им. При этом предлагает достаточно доводов в обе стороны, не становясь ни на какую.
К религиозной меланхолии я подступался с опаской, но, что интересно, она-то и оказалось наименее предвзятой. Да, славословия в сторону небес полно, опять же религия и вера указываются главным спасением, а в адрес атеистов и других религий стрел выпущено достаточно, но при этом Бёртон активно призывает к терпимости по отношению к другим вероисповеданиям (заблудшие, ну да пусть), а по отношению к атеистам – учёным порой даже уважение проскальзывает.
Вообще-то здесь лишь малая часть того, что о книге можно сказать. Но не буду в занудство впадать. Только добавлю, что я для себя следующие выводы сделал : а) «Анатомия меланхолии» - действительно выдающееся произведение , но для меня только с литературной точки зрения, поскольку б) с религией я не в дружбе, а вот уединение очень даже люблю, следовательно, моя участь с меланхолией и депрессией дружить и дальше по принципу “what can’t be cured must be endured”.