Может Триер и посмеялся над женщинами, но прежде всего он их ПОНЯЛ. Понял, что каждой женщине, какой бы сильной она не была нужно подчиниться мужчине (как бы она не пыталась скрыть это от самой себя), желательно гордому и благородному (пусть это только ее иллюзии), а не угодливому. И лупит-то она Тимоти, конечно, из личной мести, хотя вряд ли когда-нибудь сможет признаться себе в этом. Проблема: невозможно защищать публичные интересы, подавляя в себе частные, потому что все мы люди, одержимые страстями и чем глубже мы их в себе подавляем, тем страшнее последствия. Об этом уже давно все сказал Фрейд.
Триер опять выворачивает наши души на изнанку: «он будто спрашивает нас: а к какой категории вы себя отнесете? Кто вы? Грейс? «Благородный» Тимоти?» Сможем ли, в отличие от Грейс, признаться себе в этом?
Доктор Гектор - один самых интересных героев фильма. Он единственный не стесняется признаться, что он шулер, подлец и обманщик. Грейс недоумевает: «Как вы не стесняетесь говорить об этом прямо?». Доктор Гектор – честный шулер.
И, конечно, проблема свободы. Нужна ли она большинству из нас? Ведь свобода – это огромная ответственность. «Если бога нет, то все дозволено?» Ведь прелесть рабства по закону Мем, в том, что во всех бедах всегда можно обвинить Мем. И Тимоти Мем лупит из гуманизма, ведь только так она может дать ему возможность почувствовать себя благородным рабом, а не жалким манси. Итак, на одной чаше весов гуманизм Мем, на другой – гуманизм Грейс. Какая чаша перевесит?