Продолжу рассуждения о Дейвисе, ставшем для меня открытием этого года. При благоприятном стечении обстоятельств я про несколько его сборников эссеистики напишу. Пока "Голос с чердака" ("A voice from the attic", где "чердак" - это Канада, "America's attic"; первое издание 1960 года, но Дейвис выпускал переработанные и дополненные, моё датировано 1990).
Книга имеет подзаголовок "Эссе об искусстве чтения". Разумеется, "Голос" посвящён книгам, но и любители других видов искусства, того же кинематографа, найдут много созвучного своим помыслам. Остроумие и умопомрачительная эрудиция Дейвиса превращают книгу в самостоятельное произведение искусства. "Голос" разбит на главы, в которых Дейвис даёт толкование популярности книгам категории "Как преуспеть...", размышляет о вышедших из моды, но притягательных книгах викторианской эпохи; много внимания уделяет забытым пьесам и театральной критике; посвящает отдельную главу юмору; даже порнографии, точнее, тому, что и почему коллекционеры полагают порнографией, уделено место. Дейвисовское остроумие и ирония ощущаются на каждой странице, по афористичности книга вполне соревнуется с эссе Сэмюэла Джонсона ("Наш век лишил людей безмятежности невежества, но не привёл к безмятежности мудрости"), а его эрудиция впечатляет в подробных исторических экскурсах. Все предшественники Карнеги подробно описаны, как и их творчество, а помимо истории скандальной книги о Марии Манк, даётся и её биография. Конечно, не всех привлекает подчёркнутый консерватизм Дейвиса, но я бы ничего не смог возразить такому доводу : "рассерженные" и "битники", выступая против сентиментальной литературы, сами оказываются её производителями; сосредотачиваясь на чувствах героев и забывая об интеллектуальной нагрузке, они следуют канонам вполне романтической сентиментальности.
Для меня самой интересной стала глава о юморе, поскольку я англоязычный юмор ценю особенно высоко. Дейвис - сам юморист высшего класс (вспомнить "Марчбэнкса"), поэтому и глава очень любопытна. Теперь вот думаю поискать Питера Девриза. Ничего о нём не слышал, но Дейвис очень высоко о Девризе отзывается.
И вот ещё что. Страницы, посвящённые коллекционерам книг, сегодня можно в полной мере отнести и к коллекционерам кино на любых носителях, и это не единственная перекличка с киематографом. Очень знакомым звучит и сожаление о книгах, "попадающих в щель" между бестселлерами, рекомендованными критиками и "модными". В кино ситуация такая же.
И последнее. Дейвис адресует книгу тем, кого он называет clerisy, независимой прослойке интеллектуалов, которые, не объединяясь, засчёт индивидуальности вкуса и должны определять интересы грамотной публики и делать чтение искусством. Опять же для кино подобная прослойка весьма необходима.