Лишь недавно добрался я до этого писателя. Поздновато, но лучше поздно, чем никогда.
Деймон Раньон (Damon Runyon, 1884-1946) - мастер короткого рассказа и один из самых знаменитых газетчиков 20-30-х. О его журналистике мне, надеюсь, ещё доведётся сообщать, а пока только рассказы.
Их много экранизировали, но вроде либо безуспешно, либо успешно и с нажимом на сентиментальность. Я ни одной киноверсии не видел, но очень хочу посмотреть чёрную комедию "Пустяк об убийстве" ("Slight case of murder") Ллойда Бейкона, притом что это экранизация пьесы, а не рассказа. А вот самые знаменитые фильмы по Раньону : "Маленькая мисс Залог" Александра Холла и ремейк "Унылый Джоунс" Сидни Лэнфилда (интересно, героиня умирает в фильмах, как было в первоисточнике или в кино не решились на смерть девочки), "Одноглазый Джонни" Роберта Флори (если правда, что котёнка в фильме заменили на пса, то это преступление), "Ищейки с Бродвея" Хэрмона Джоунса (если бестолковых собак переделали в героических, то это не меньшее преступление) , "Леди на день" Фрэнка Капра и его же авторемейк "Карман, полный чудес", наконец, "Парни и куколки" Джозефа Манкевича (хотя это экранизация не Раньона, а мюзикла по рассказам Раньона).
Вообще-то перенести Раньона на экран адекватно практически невозможно. Его стиль противится этому. Да, рассказы о гангстерах, игроках, людях шоу-бизнеса и т.д. (он хорошо знал все эти области) вроде бы кинематографичны, а во многих отличные сюжеты. Но манера Раньона , невозмутимый рассказ стороннего безымянного наблюдателя, иногда замещаемый столь же невозмутимым участником бурных событий - этого не воспроизвести. О Раньоне говорили : "Он смеётся не вместе с миром, а над ним". Правильно говорили. Чувства, вызываемые рассказами Раньона (кроме чисто эстетического удовольствия) весьма разнообразны. Его герои сегодня весело проводят время вместе, а завтра простреливают друг друга. Военный корреспондент, повествуя о пребывании на фронте, делает вывод "Почему немцы так невзлюбили меня, останется загадкой". Гангстеры, помогшие воссоединению влюблённых, навещают счастливую пару, дабы их обчистить, но негодуют, когда "старик-дворецкий вышел к нам с дробовиком и вообще вёл себя крайне невежливо".
Цититровать Раньона можно долго, он того стоит. "Жирный Зимпф никогда не говорил, что его настоящее имя Элмор, опасаясь суровой критики в свой адрес". "Рудольф сидел на полу пустого дома, так как а) в доме не было мебели и б)в боку у него расположилась пуля 38 калибра".И так далее.
Интересно заметить, что Раньон в чём-то перекликается с отечественными классиками : с Зощенко по языку и с Бабелем (я имею в виду "Одесские рассказы") по структуре рассказов. Из соотечественников ближе всех к Раньону, конечно, Ринг Ларднер, хотя влияние Раньона на диалоги hard boiled school тоже очевидно. Очевидно и его влияние на диалоги в кино. Хотя режиссёр, ближе всего подошедший к манере Раньона в кино (зарисовки из жизни преступного мира, где герои в каких-то рассказах выходят на первый план, в каких-то отходят на второй, а общее настроение проникнуто чёрным юмором) в известных мне интервью на Раньона не ссылался. Я, разумеется, говорю про Тарантино и "Pulp fiction". Запросто, что проникновение стилистики Раньона приобрело уже неосознанный характер.
Мои любимые рассказы : "Одноглазый Джонни" (он как раз вполне сентиментальный, но рассказы про кошек на меня действуют безотказно), "Чувство юмора", "Санта Клаус из Палм Бич" и все рассказы, где фигурирует Эмброуз Хэммер (списанный с Уолтера Уинчелла и отчасти с Джорджа Джина Нейтана). Театральный критик и детектив-любитель ("После современных пьес он занимался убийствами для снятия напряжения"), влюбляющийся в кого не надо. влипающий в переделки и комментирующий их в хладнокровно-язвительной манере - великолепный персонаж, а рассказы о нём - просто чудо ("Бродвейский инцидент", "Меланхоличный датчанин", для примера).
Этого автора рекомендую всем.