Я не предполагал, что Гиллиам горазд на такой фильм. В эпоху, когда авторские амбиции поддаются укрощению и творческое развитие художника катится по коммерческой узкоколейке, надеяться на прорыв можно только от незасвеченных лиц, каковым Гиллиам никак не является. Кроме того, как Вам известно, предыдущей (безликой) картиной «Братья Гримм» режиссер совсем уже было ассимилировался с местным кинопроизводящим населением и усыпил бдительность ревнителей морали, издавна не доверявших гротескным зарисовкам английского балагура, в которых и в правду нередко путалось комедийное и физиологическое.
На момент написания этого текста, фильм «Тайдлэнд» не вышел в прокат ни в одной стране мира. Первой на глобусе значится Россия (дата – 12.01.2006). Хотя я уже не уверен – опасения внушил Андрей Плахов на премьерном показе в «Ролане». Он сказал, что фильм закуплен компанией «Централ партнершип», но дата начала проката перенесена на неопределенный срок (кстати, позавчера демонстрационная версия еще не была озвучена – фильм переводила синхронистка). После оглушительного скандала на двух киносмотрах (в Торонто и Сан-Себастьяне, где на Гиллиама обрушились абсолютно все) кинодистрибьютеры выжидают, опасаясь общественной реакции на бомбу замедленного действия, каковой без сомнения оказалась лента 65-летнего актера, художника, карикатуриста, сценариста и постановщика 10-ти полнометражных картин - Терри Гиллиама.
«А она все падала и падала. Неужели этому не будет конца?» (Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес»)
Сюжет фильма пересказывать столь же бессмысленно, как пытаться тезисно изложить содержание упомянутой сказки. Можно только заметить, главная героиня фильма –маленькая девочка со сказочным именем Джелиза-Роза, которая убегая от действительности «прыгает в свою нору» (после смерти матери от передозировки, она отправляется с отцом, еще более безумным героинщиком, в дом своей бабушки, в котором после смерти отца – девочка остается совсем одна, в окружении трупа, психов и уродов). Терри Гиллиам в этой картине нисколько не стесняется сравнения со сказкой Кэрролла – предположу, что после выхода фильма в прокат, «Тайдленд» так и будут позиционировать, несмотря на то, что режиссер отправляет девочку из одного ада (бытового, семейного) в другой - ад ее собственных фантазий. Режиссер обрушивает все табу, до каких только сумел дотянуться (от некрофилии, геронто- и педофилии до романтизации терроризма). Признаться, я не сразу смог определить для себя, как относиться к этой (в общем-то, с точки зрения здравого смысла, жуткой) картине. Но в итоге - победу одержала безумная необоримая фантазия постановщика, которая как ураганом термоядерной силы сравняла с землей все мои (морализаторского толка) сомнения.
Я признаю за Гиллиамом прекрасную художественную форму, даже несмотря на мизантропические ноты его апокалиптической причуды. Он способен шутить, удивлять и одаривать зрителя целой россыпью находок – от изобразительных выдумок до традиционно гротескных затейливостей, но самое главное – Гиллиам как блаженный художник, ведом силой собственного воображения, перед которым отступают любые рациональные доводы и протесты.