"Lone wolf and cub' , в общем. Увы, не умещается подзаголовок : "Сердце родителей - сердце ребёнка". Я к фильмам этой серии по комиксам Кадзуо Коике не слишком рвался, так как без большого энтузиазма отношусь к Кэндзи Мисуми, снявшему большую часть фильмов. Но для 4 части (1972 год) надо было сделать исключение. Всё же фильм Бьюичи Сайто, чьих работ я до той поры не видел. А человек в жанровом кино авторитетный.
Сайто работу выполнил как надо. Всё. что полагается самурйскому фильму по сюжетам и сценариям Коике здесь имеется. Динамика, кровавые поединки, обилие обнажёнки, мрачная поэтика и, конечно, обязательный для экранизаций Коике анархистский заряд "а пошла бы вся власть на... и если я вам кажусь предателем, то с этим я могу жить"(плакат такого содержания висел, помнится, на стене у персонажа из "Леди "Кровавый снег"). Так что фильм Сайто вполне можно включить в тройку самых удачных адаптаций Коике, но после упомянутой "Леди" Фудзита и циничной "Ловушки" Масумуры.
Итак, ас-фехтовальщик Итто (Томисабуро Вакаяма), потерявший жену от рук убийц и доброе имя от происков интриганов, странтсвует по Японии в компании маленького сына и коляски, набитой разнообразным оружием. За ним охотятся всяческие негодяи в больших количествах, а сам Итто зарабатывает на жизнь убийствами по найму. Но задание в это раз оказывается неприятным. Следует устранить фехтовальщицу Оюки (Мичи Азума), предавшую свой клан и порубившую уйму сослуживцев, к тому же красавицу, разумеется (количество потрясающей красоты актрис в японских фильмов 60-70-х меня просто поражает; правда, не меньше поражает их исчезновение из современных фильмов, немудрено, что сегодняшний уровень кино Японии нельзя сравнить с прежним). Предательница оказывается благороднее своих преследователей, да и вообще родственной душой Итто. Но работа есть работа. После расправы над Оюки Итто предстоит разобраться с парой сотен виновных в случившемся.
Всё исполнено Сайто и сыграно его актёрами на подобающем, высоком, то есть уровне. Из самых запоминающихся сцен отмечу финальную схватку (насчёт пары сотен врагов - это не преувеличение) и почти сюрреалистическую дуэль в храме, когда на Итто нападают убийцы, загримированные под статуи Будды. Хотя самой лучшей сценой, в которой фильм достигает настоящего драматизма, становится поединок Итто и Оюки. Кинопоэзия в чистом виде.