По жанру, фильм Фрэда Циннеманна (родившегося в Австро-Венгрии, и, между прочим, окончившего юридический факультет Венского университета) – вестерн с элементами саспенса, по сюжету – ожидание. В захолустный американский городок возвращается убийца и головорез Фрэнк Миллер – возвращается, чтобы совершить обещанное – прикончить шерифа, упрятавшего его за решетку. Поезд прибывает на станцию ровно в полдень. Город охватывает паника: судья «делает ноги», блюстители порядка спешно увольняются со службы – заказанный шериф (который успел к этому времени тоже взять самоотвод) остаётся в гордом одиночестве. «Играя очком», он идет с протянутой рукой (как на паперть), взывая горожан к сознательности и умоляя их объединиться против банды. Но сограждане, погрязшие в ленивом мещанском быту и предчувствуя скорую смену власти, осмелели: они плюют власти в лицо и, вспоминая старые обиды, поворачиваются к ней задницей, - даже дети на улице играют «в расправу над шерифом», а в салуне и церкви /как местах гражданского единения

/ устраиваются почти парламентские обсуждения патерналистско-сервильного рода. Сцена референдума в церкви (по результатам которого герою отказывают в помощи) - просто песня, трактат о тухлости демоса. Последнее, что остается обреченному на единоборство с бандой шерифу, - заказать себе гроб и написать завещание.
Весь фильм – это поэтапное разочарование в устойчивости демократических конструкций, и поглядывание на часы в ожидании Страшного суда. Знаменательно, что Фрэнка Миллера даже не сразу покажут - его дают со спины, как обезличенную карающую силу небес, призванную проверить власть (на трусость) и общество (на вшивость).
Исключительный в своей лаконичности кинопример секрета очарования американской демократии – когда нет счетов в швейцарских банках, и нельзя «в случае чего» свалить в Лондон – ничего не остается, как упасть на колени перед избирателями и попытаться жить по тем же законам, которые сам выдумал.
Мое почтение Фрэду Циннеманну за то, что он удержался от экранного торжества хэппи-энда в образе одумавшихся сограждан – в его фильме шерифу так никто и не придёт на помощь.
Оценка – 5 (из 6)
Из прочих фактов:
1)Фильм метафорически воспроизводит ситуацию в самом Голливуде, когда от видных деятелей кино, занесенных в «черные списки» комитета по антиамериканской деятельности, отвернулось общество. По этой причине, фильм не получил главных «Оскаров» (за фильм и режиссуру), на которые номинировался. Одним из ярых противников ленты выступил звезда вестерна Джон Уэйн – он обвинил Циннеманна в «антипатриотичности». Но по иронии судьбы оказалось, что именно «Ровно в полдень» стала «самой популярной картиной Белого Дома» (по количеству показов в Администрации Президента).
2)Фильм был снят за 32 дня.
3)В фильме дебютировал Ли Ван Клиф (член банды Миллера).
4)Хронометраж фильма почти синхронен экранному действию (проекция идёт 84 мин; действие фильма развивается между 10:35 и 12:15)
5)При жизни Фред Циннеманн возражал против «расцвечивания» своего фильма, который по духу был черно-белым «нуар-вестерном». Два дня назад Первый канал показал «цветную» версию фильма.