Поразительно, как Микеланджело Антониони вопреки болезни, большим перерывам в работе, да и просто преклонному возрасту, удаётся сохранить профессиональную кондиционность и изумительное чутьё, точно попадая фильмом в болевую точку нового века. Видимо, до конца своих дней маэстро обречён быть «певцом некоммуникабельности», того пресловутого одиночества, которое позволяет преодолеть только любовь – и то не навсегда, а и лишь на время. Кажется (как и в метафоричной концовке ленты) объекты твоей любви быстрее найдут контакт друг с другом, чем ты обретешь с ними утраченное взаимопонимание.
------
Если Эрос для великого итальянца сродни игре, возможности забыться и уйти от самого себя, то для американца Содерберга эрос – это бред работоголика, от переутомления угодившего на кушетку психоаналитика. Комедийная новелла Содерберга, по-моему наименее всего соответствует тематике альманаха. И всё-таки, если последний пытается рассмешить, удивить, стилизовать, то гонконгский режиссёр Вонг Кар-Вай в заключительной истории сборника пытается оставаться самим собой, настойчиво демонстрируя «любовное настроение». Полукоммунальный антураж, гонконгская эстрада, цветы на обоях, набриолиненные волосы и узкий галстук – у него, платье с китайским воротничком и шиньон – у неё – всё это уже было, и порядком надоело. Короткометражка Кар-Вая словно обрез от материи, из которой когда-то был пошит знаменитый наряд, кусок ткани, который хоть и напоминает о былых чувствах и вдохновении, но при этом остаётся бесполезным предметом.
Оценки:
«Опасная связь вещей» (режиссер М.Антониони) – 5 (из 6)
«Равновесие» (режиссер С.Соберберг) – 3,5 (из 6)
«Рука» (режиссер В.Кар-Вай) – 3,5 (из 6)
P.S. Ещё раз хотелось бы отметить виртуозную работу М.Антониони, которой немало способствовал сценарий Тонино Гуэрра, замечательные зарисовки Лоренцо Матотти и бесподобная композиция Каэтано Велозо «Микеланджело Антониони» (в названии поста строчка из этой песни), тонко и тематически наиболее точно уловившая интимную ауру фильма.