Собиралась и наконец посмотрела этот фильм. Впечатлений очень много, причем и хороших, и не очень.
О привлекательности внешней: картина, без сомнения, очень красивая. Венеция, вода, гондолы, костюмы из парчи, тафты и т.п., пение юных мальчиков нежными голосами - все это создает определнную атмосферу романтики. Смотреть приятно.
Потрясли в фильме те, из-за кого, собственно, и хотелось его посмотреть. Айронс был, как всегда, очень хорош. Это его роль, его характер. Самая яркая сцена - во Дворце дожей - когда Шейлок намеревается вырезать фунт мяса поближе к сердцу героя Айронса. Измождение, боль, смирение перед безысходностью - и не перечислишь всех эмоций, тенями скользивших по лицу Айронса. Сыграл он очень глубоко, словно не сыграл, а пережил, полностью отождествил себя с героем.
Аль Пачино потряс не меньше. Ну что тут говорить - его вообще было не узнать, до такой степени он перевоплотился. Дрожащий от злобы, ненависти, омерзительно жестокий и вдруг, внезапно - жалкий и раздавленный.
А вот игра остальных... Смазлив Файнс, и никогда ему до брата своего не дотянуть...
И еще: есть что-то очень антисемитское в этой картине. Дело тут не в фактуре, не в шекспировском сюжете, а даже толком не поймешь, в чем. Никогда против этой нации в себе ничего не замечала, и когда "Венецианского купца" читала пару лет назад, а тут - прямо омерзение какое-то почувствовалось. То ли натурализм Аль Пачино такие эмоции вызвал, то еще что... Теперь, слава Богу, прошло.
И с концовкой они что-то намудрили - на пару минут, но за пределы оригинала выбрались. Но - зачем? Последний кадр оказался каким-то смазанным в смысловом плане.