На прошлой неделе жюри Гильдии киноведов и кинокритиков России назвало две лучшие картины 4-го Фестиваля польских фильмов "Висла": ими были признаны Реверс Бориса Лянкоша и Мать Тереза от кошек Павла Сали. Однако фестиваль продолжается – вчера началась его вторая "волна" в московском кинотеатре "Факел", а в течение всего мая избранные ленты будут демонстрироваться в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Географический масштаб достаточно серьезный – посмотрим на программу, предложенную нам в этом году.
В конкурс "Вислы" на этот раз, как и прежде, вошли картины трех последних лет (самая "старая" –
Царапина – 2008 года), в основном отмеченные на Национальном фестивале игровых фильмов в Гдыне. Так, московским киноманам была предоставлена возможность увидеть победителей двух предыдущих гдыньских смотров:
Реверс и
Розочку. Обе картины уже демонстрировались на прошлогоднем ММКФ, обе получили там призы и теперь на "Висле" лишь подтвердили свой статус лидеров.
Реверс (
4 мая в 19:00) – полнометражный дебют
Бориса Лянкоша – подкупает несомненной новизной подхода к расчетам с социалистическим прошлым. Взаимоотношения интеллигенции и власти представлены здесь в сгущенном, гротескном виде с изрядной долей черного юмора. Ко всему прочему три главные женские роли исполняют блестящие актрисы разных поколений, а за камерой стоит
Марчин Кошалка, один из лучших польских операторов последних лет. Кстати, он же снял другую конкурсную картину,
Царапина Михала Росы. Это тоже расчет с прошлым – но уже не в комедийном, а в психопатологическом ключе. Гармоничную, размеренную жизнь пожилой супружеской пары нарушает подброшенная кем-то кассета с записью телепередачи, в которой мужа главной героини обвиняют в доносительстве. Несмотря на то, что это обвинение почти не подкреплено фактами, женщина, кажется, начинает сходить с ума. Возможная неоправданность некоторых драматургических ходов окупается в
Царапине великолепным актерским дуэтом Ядвиги Янковской-Чесьляк и Кшиштофа Строиньского, а также утонченной операторской работой.