
Фильм представителя второй румынской волны Адриана Ситару Pescuit Sportiv, премьера которого состоялась минувшим вечером в Венеции, вызвал бурю интереса у зрителей и критиков. Картина снята в манере, близкой к "Догме-95" - весь фильм снят в ракурсе "из глаз" (POV – point of view), по ходу действия камера переключается между "видениями" разных действующих лиц. Фильм рассказывает о супружеской паре, балансирующей на грани расставания. По дороге на рыбалку они сбивают машиной проститутку, забираются в лес, чтобы спрятать тело, и в этот момент несчастная оживает и принимает активное участие в их - опять-таки - несчастливой семейной жизни. Сценарий переписывался 16 раз, а сама картина снималась три года, что вызывает не только уважение, но и любопытство – члены съемочной группы говорят, что "увидели прекрасный сценарий, и уже не спрашивали о деньгах – да их, впрочем, и не было!".
Еще один фильм о Румынии – Па-Ра-Да итальянца Марко Понтекорво, снятый на основе реальной истории уличного артиста Милу Укили, который приехал в Румынию в 1992 году и начал работать с бездомными подростками, обучая их цирковому искусству. Трейлер фильма ясно дает понять, с какими проблемами столкнулся Укили – голод, репрессивные наклонности румынской полиции и подростковая проституция. Гуманизм и энтузиазм – возможно, самая сложная тема для любого художника. И, хотя Ваш обозреватель, не видев фильма, не берется выносить суждение о его художественных достоинствах - очевидно, что потомственный кинематографист Понтекорво хотя бы попытался быть честным и сломать, в меру своих сил, брезгливо-жалостное отношение к Румынии и Восточной Европе в целом, распространенное в развитых европейских странах. Остается констатировать, что быть добрым – сложно, и, по всей видимости, фильм Понтекорво – еще один хороший повод над этим основательно поразмыслить.
Читать далее