
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
5 февраля 2008 | 4253 просмотра |
Признаюсь, мне неохота старое сообщение про Маэра обновлять, поэтому для рассказа о трёх его one man shows сделаю самостоятельную ветку.
На мой взгляд, американский комик еврейско-ирландского происхождения просто обязан быть смешным. Маэр такую теорию полностью оправдывает. По манере его стендап - это афористичные и язвительные высказывания об окружающей действительности, причём сам он делает упор не на актёрскую игру (хотя и с этим всё в порядке), а на короткие и бьющие наповал монологи по волнующим комика темам, которые неизменно образуют запоминающуюся и расходящуюся на цитаты программы. И очень точен найденный Маэром образ – интеллектуал, высмеивающий глупость людей вообще и соотечественников в частности, религию, политику, семейные ценности и борьбу за нравственность. Так было с уже описанным мной шоу «Я-швейцарец» 2005 года. И то же самое наблюдается в трёх других.
«Будьте циничнее» (“Be more cynical” – впору делать слова своим жизненным девизом) 2000 года напоминает о Маэре 90-х. Остроумный эпикуреец либертарианской направленности, смеющийся над политкорректностью и особенностями позднеклинтоновской поры. Политикам достаётся («Про выборы…Ну что про Буша сказать : не люблю я этого паршивца. И не обвиняйте меня в дискриминации – Гора я тоже терпеть не могу»), заканчивающему срок тёзке Маэра тоже («Клинтону я даже сочувствую. Посмотрите на его любовниц : от таких вибратор станет импотентом»), а дальше все любимые мишени комика подвергаются прицельному обстрелу. «Говорят, дети наше богатство. Нет, нефть наше богатство»; «Да нет, я люблю детей. Не люблю, когда они рядом. Лучше сидеть в обществе курильщика, чем ребёнка»; «Консерваторы борются за нравственность, мотивируя это заботой о детях. Почему из-за чужих детей я должен страдать?»; «В новостях что-то говорили о попавших в неприятности солдатах США, служащих за границей. Конечно, они попадают в неприятности. Им за это деньги платят, дают ружья и блестящие каски. Если получаешь право безнаказанно убивать других, то нужно готовить себя и к проблемам. Это как с полицейскими…Нет, я уважаю полицейских. Но когда они начинают говорить : «Вы не знаете, каково это, служить в полиции…»Не знаю. Я же не пошёл туда работать. Они пошли, вот и не надо вести себя, как начинающие проктологи : «Эй, да меня окружают задницы»; «Право на владение оружием связано с правом обороняться от правительства. Я не люблю правительство, но если оно придёт ко мне со всеми пушками и ракетами, то я вряд ли стану отбиваться из купленного вчера пистолета»; «Знаете, за что я получил больше всего негодующих писем? За принцессу Диану. Но я повторю свои слова – Она была всего лишь симпатичной домохозяйкой, увлекавшейся благотворительностью. Всё». Мне ещё нравятся рассуждения Маэра про кино. «Проблема кино не в насилии, а в романтике. И это хуже всего…Например : примчитесь вы на свадьбу любимой женщины с другим и завопите «Дорогая, я люблю тебя!» В жизни её ответом будет «Уйди, у моего будущего мужа денег больше». Что до названия шоу, то «Бытует мнение, что люди стали циничнее, и это плохо. Да нет, люди стали глупее, вот что плохо».
«Победа начинается дома» (“Victory begins at home”) – это уже 2003 год, когда Америка пережила теракты и находилась в состоянии войны с Ираком. Маэр был (и остаётся) противником войны, но точно не другом мусульманского мира. Поэтому выдав немало остроумных замечаний по поводу семейных и тому подобных проблем («В условиях нынешней моды я сочувствую проституткам. Им-то что носить, чтобы подчеркнуть, что они настоящие шлюхи?», «В женском вопросе у нас крайности. В 50-е мы любую дискуссию с женщиной заканчивали её избиением, а сегодня аплодисментами и криками «Она права!»), он сосредотачивается на критике Буша с его моралистами-консерваторами, религии вообще и ислама в частности («Я сам воспитывался в католичестве, но меня священники не пытались совратить. Даже обидно», «Колумбу грозила смерть, но он отправился на поиск нового торгового пути. Лучше уж смерть, чем перспектива иметь дело с людьми Ближнего Востока», «Мне всегда казалось, что культура, где женщин раздевают лучше, чем та, где их закутывают в костюмы пчеловодов. Так что западная культура мне нравится», «Не понимаю хныканья про узников Гуантанамо. Они попались – не обессудьте. Жаль, нельзя найти останки смертников 9\11. Я бы их похоронил самым оскорбительным образом – с бутылкой виски и трупом шлюхи рядом», «Мы обошли ислам по цивилизованности, потому что нашли способ приструнить своих религиозных деятелей и умеем смеяться над ними»). Кстати, после шоу в сегменте вопросов и ответов зритель-мусульманин напоминает Маэру о «здравомыслящих представителях ислама», на что получает ответ «А где же эти здравомыслящие были, когда началась травля Рушди? Теперь вы все на одно лицо».
Последнее на сегодняшний день шоу остроумца именуется “Decider” (2007) и главным образом нацелено на глупости администрации Буша, хотя свои любимые объекты для насмешек Маэр не забыл. Шоу начинается с отличных one-liners («Как мне надоели возгласы «моя страна – лучшая в мире». Откуда вам знать? Звучит даже глупее, чем « моя жена – лучшая в мире». Лучше говорите «самая подходящая для меня») и продолжается в том же духе. Множество выпадов в адрес президента и его коллег (вот высший класс : «Буш говорит, что видит в глазах Путина свою душу. Нашёл, куда смотреть. Я в глазах Путина вижу пустоту, характерную для бывшего гэбиста») и морально-нравственного воспитания («В школах организуют общества воздержания. В результате, судя по исследованиям, старшеклассницы предпочитают орально-анальные сношения обычным. Представляю себе их ход мыслей «Я сберегу себя для прекрасного принца, а до той поры – только в рот»). Непременные издёвки над республиканцами («Они так любят президента, что впору заподозрить их в неправильной ориентации») и верой во всесилие техники («Говорят, она нас спасёт. Не верю – мобильные телефоны работают, когда им вздумается, что уж надеяться на остальные приборы. Они ненадёжны. В этой жизни надёжны только презервативы»). Имеются и экскурсы в историю («Не люблю Рейгана, но кое за что могу ему поаплодировать. Когда в его правление американских солдат стали убивать на Ближнем Востоке, он тут же заявил : «Эти мусульмане психи, надо оттуда бежать и спасаться. Это верный подход»). Вот ещё несколько цитат : «Чем глупее идея, тем более свято в неё верят», «С мужчинами в наши дни творятся жуткие вещи. Недавно один якобы крутой бандит пострелял уйму народу, а потом взял в заложницы очень верующую женщину. Она с ним проговорила десять часов, и он сдался. Вы можете себе представить? Мужчина предпочитает тюрьму женскому обществу!» Под конец Маэр выходит на систему здравоохранения и фармацевтику («Не верьте, что таблетки спасут вас от стресса. От него ничего не спасёт. Это неотъемлемая часть жизни. И не только людей. Посмотрите на поведение белок – явные невротики») и завершает очень смешной историей про уважаемого гинеколога, с которым жена развелась, так как он « регулярно подвергал её анальным изнасилованиям во сне» («И она ничего не чувствовала? Надо же. Юмор, впрочем, не в этом. А в том, что наш добрый доктор не стал отвергать обвинения и лишь скромно заметил в своё оправдание «Я промахнулся». Вот это да – гинеколог не может найти место своих прямых обязанностей. Женское здоровье у меня теперь будет вызывать серьёзную озабоченность»). В общем, выводы делает сам Маэр. «Говорят, я не люблю свою страну. Вообще нет. Я не люблю тех, кто в ней живёт. Но пока мне позволяют говорить, что я хочу – я рядом».
Маэр на сегодня один из лучших представителей славной сатирической американской традиции. Вообще же лучше американцев никто над собой не умеет смеяться. Поэтому при всех глупостях, которые они себе позволяют, за их душевное здоровье я спокоен. Маэр, О’Рурк, или кто придёт им нам смену, уверен, традицию тоже поддержат, будь то литература или stand-up comedy. |
|
|
|
|
|
|