
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
14 июля 2009 | 2983 просмотра |
"Господин Дрейер, что для вас кино?
– Моя единственная большая страсть"
(Из радиоинтервью Карла Теодора Дрейера)
Первый и, пожалуй, самый значительный кинорежиссёр Дании. По мнению знаменитого режиссера и теоретика кино Пола Шрёдера, "бескомпромиссный мастер трансцендентального стиля в кинематографе". Автор четырнадцати картин, каждая из которых, за исключением "Страстей Жанны Д'Арк", стала очередным этапом развития киноискусства не как развлечения, но способа внеличностного высказывания. Высказывания о проблемах человеческого духа, неизбежно столкнувшегося с обывательскими страстями ("День гнева") и проблемами быта, будь то быт великосветский ("Гертруда") или фермерский ("Слово").
Биографическая справка.
Начал режиссёрскую деятельность на студии Nordisk Film Kompagni с драматической семейной саги "Президент" (1919). За ней последовала картина, во многом обязанная "Нетерпимости" Гриффита, - "Страницы из книги Сатаны" (1920). Фильм был слишком мрачен для Nordisk Film и Дрейер был вынужден в одиночку продюсировать следующие свои пять картин в Швеции, Германии и на других датских кинокомпаниях. Успех одной из них, "Хозяина дома" (1925), обеспечил ему должность во французской кинокомпании, где он и снял знаменитый "Страсти Жанны Д'Арк" (1928) – одно из величайших творений искусства эпохи немого кино. Фильм принёс Дрейеру международное признание, но компания его испытывала большие трудности, и в эти годы он смог сделать лишь "Вампира" (1931), да и то с помощью богатого продюсера. В 1934 году Дрейер вернулся в Данию. Вернулся, чтобы получить множество отказов с различных киностудий... Лишь в 1943 году ему удалось найти средства на съёмку своей следующей картины "День гнева". В послевоенные годы Дрейер снял лишь несколько короткометражек. Его следующий полнометражная лента вышла только в 1955 году. Это был фильм "Слово", утвердивший за Дрейером славу киномастера международного масштаба. Его последним фильмом стала картина "Гертруда" (1964), поначалу вызвавшая противоречивые реакции, но чуть позже признанная одной из значительнейших работ современного кинематографа. 27 февраля 1952 г. Дрейеру было поручено курировать на правах директора престижный Театр Дагмара в Копенгагене. Получив, наконец, привилегию финансовой независимости Дрейер продолжил развитие своих идей о статусе женщины и сложности ее положения, когда готовил к постановке на сцене театра пьесы Уильяма Фолкнера и Юджина О'Нила. Он также подробно раработал сценарий кинопостановки пьесы Еврипида "Медея", позже воплощённый в жизнь на датском телевидении большим почитателем его творчества Ларсом фон Триером. В начале 1968 года Дрейер, будучи уже больным после недавней травмы бедра, еще и тяжело заболевает пневмонией. Утром 20 марта режиссёра не станет. Без особых почестей он будет похоронен на Кладбище Фредериксберга. |
|
|
|
14 июля 2009 | 3382 просмотра |
Фильм открытия
Фрида, живая природа/Frida, naturaleza viva, Мексика, 1984, 108'
Режиссёр: Поль Ледук.
В ролях: Офелия Медина (Пока не наступит ночь), Хуан Хосе Гуррола и Макс Керлов в роли Троцкого.
Призы и награды:
Офелии Медине как лучшей актрисе - "Серебряный Ариэль" (Мексика), "Золотой Приколумбийский Круг" (кинофестиваль колумбийского кино в Боготе-1985), приз кинофестиваля в Гаване; Полю Ледуку - спецприз жюри МКФ в Стамбуле, "Большой Коралл" на Гаванском МКФ-1985, "Золотой Ариэль" (Мексика).
Она вспоминает… Лёжа на кровати, вынужденно неподвижная, испытывая дичайшие боли во всём теле, самая экстраординарная художница Латинской Америки Фрида Кало вспоминает всю свою жизнь, столь насыщенную, богатую на встречи с уникальными людьми (Ривера, Сикейрос, Рокфеллер, Троцкий) и - увы! - такую болезненную. |
Читать полностью
|
|
14 июля 2009 | 3041 просмотр |
"Почему я принял участие в этом рискованном предприятии?
Могу только сказать, что для меня это был шанс проверить себя в деле.
Правда заключалась в том, что я хотел работать - особенно ассистентом
режиссера и особенно с Росселлини. Он был большим талантом и
нравился мне как человек. К тому же меня не засыпали другими предложениями.
В кино пока работали немногие, а те, кто работал,
не могли сравниться с Росселлини: другого такого не было."
Федерико Феллини о своей работе с Роберто Росселлини, "Я - Феллини".
Место в кинематографе.
"Военная трилогия" Роберто Росселлини (Рим - открытый город, Пайза, Германия, год нулевой) задала тон итальянскому движению неореализма (другие два "отца неореализма"- Де Сика и Висконти). Росселлини одним из первых режиссёров военной Италии выступил как против фашизма, так и за гуманизм в искусстве, основанный на человеческом отношении, сострадании к "простым людям": партизанам, их жёнам (Рим - открытый город, Пайза), детям-сиротам (Германия, год нулевой). Над первой послевоенной картиной (Рим - открытый город) работал в соавторстве с Федерико Феллини. После женитьбы на Ингрид Бергман (режиссер снял шесть фильмов с её участием) Роберто Росселлини попробовал себя в жанре мелодрамы, костюмного исторического кино и "военного фильма". Ни один из них, несмотря на свой успех у критиков (журнал Cahiers du Cinema назвал "Путешествие в Италию" в числе лучших фильмов всех времён), не повторил коммерческого успеха первых его картин. Последние двадцать лет жизни активно сотрудничал с телевидением, специализируясь на полнометражных исторических и политических картинах. |
Читать полностью
|
|
14 июля 2009 | 3135 просмотров |
"Создание фильма - это избавление от всего незначительного".
"Создавать кино - всё равно что искать золотой самородок".
"Все мои картины лишь наброски к тому, что,
надеюсь, когда-нибудь осуществлю я или кто-то другой…"
Роберт Флаэрти
Один из первых режиссёров в мире, кто заложил основы документального кино как неотрывного от реальности направления в поэтическом кинематографе и воплотивший их в нескольких полнометражных и трёх короткометражных картинах. За точку отсчета существования термина "документальное кино" и причастность к нему Флаэрти можно было бы взять высказывание знаменитого британского режиссёра-документалиста Джона Грирсона (еженедельник "Sun", февраль 1926) о "Моане" как о картине, "являющейся визуальным отсчётом событий жизни полинезийского юноши и его семьи и, безусловно, имеющей ценность документа". |
Читать полностью
|
|
14 июля 2009 | 2604 просмотра |
В январе 2005 года Музей кино начинает показ лучших фильмов мирового кино, в которых получила отражение и объяснение борьба человечества против "политической и нравственной чумы ХХ века" - идеологии немецкого нацизма и итальянского фашизма. Приход к власти сторонников Муссолини и Гитлера стал прологом к развязыванию Второй мировой войны.
Почему и как это стало возможно в самых просвещенных странах Европы - в Италии, на родине великих гуманистов и художников, и в Германии, стране великих философов и музыкантов? Что было почвой кровавых диктаторских режимов? Какие события, государственные структуры, традиции общества, психологические комплексы социальных групп и отдельных людей сделали возможным катастрофическое развитие истории? |
|
|
|
|