|
|
|
|
17 сентября 2009
Владислав Шувалов
 Премьерный показ космической монодрамы Луна 2112 на 31-м ММКФ прошел с большой помпой. Фильм, который со всех сторон казался лакомым куском, не попал в основной конкурс, а был принят в альтернативную программу "Перспективы", где разогнал всех конкурентов - стройностью формы, зрелищным потенциалом, внятной философией, адекватностью использованных средств, кинематографической рефлексией. В ледяном космосе амбициозных дилетантов и случайных экспериментаторов Луна настолько далеко вылетела из орбиты кислых неудачников, что картине решили вовсе не давать никакой награды. Посудили так: фильм и без того не пропадет, хватит с него поощрительного приза в виде драки дистрибьюторов за право показа картины на территории России.
От сына неугасающей рок-звезды Дэвида Боуи ждали залепухи, какой всегда ждут от отпрысков знатных фамилий и больших талантов. Но 38-летний дебютант Данкан Джонс (он же обладатель художественного прозвища Зоуи Боуи, автор рекламной агитации к альтернативному брэнду FCUK, участник операторских групп, снимавших статусные концерты отца, наконец, студент, бросивший университет в США, чтобы поступить в лондонскую киношколу) заставил с собой считаться. Луна - в некотором роде его незавершенная диссертация. Академическая инициатива Джонса отличалась подозрительным сходством с темой фильма и имела колоссально претенциозное название: "Как убить вашего компьютерного друга: исследование проблемы тела и разума, и как она соотносится с гипотетическим созданием интеллектуальной машины".
…На лунной станции в одиночестве живет астронавт Сэм Белл, завербовавшийся на службу три года назад. Его работа заключается в контроле работоспособности оборудования по добыче изотопов гелия, который является важным энергетическим сырьем для Земли. Связь с Землей ограничивается рабочими инструкциями и видеооткрытками из дома, где его ждут жена и дочь. Одиночество поселения Белл скрашивает шутливым общением с роботом "Герти". Когда до истечения срока контракта остаются считанные дни, Белл оказывается свидетелем странных событий, которые раскрывают ему тайну функционирования станции.
Прожженный любитель фантастики по представленному синопсису легко интерполирует возможное развитие ситуации и почти наверняка окажется прав. Однако очарование фильма кроется не только в классической фабуле о связи живой материи и искусственного интеллекта. Луна выглядит сущей "космической причудой", если воспользоваться названием хита Д. Боуи "Space Oddity" о потерявшемся в космосе астронавте. Лента притягательна старорежимными декорациями и звуками новомодной электроники Клинта Мэнселла (композитора всех фильмов Дэррена Аронофски), философскими месседжами и клаустрофобической атмосферой. Луна оказалась точным выразителем вкусов поколения 40-летних. Неслучайно к оригинальному названию Moon в нашем прокате была остроумно добавлена эффектная цифра "2112", отражающая дату событий. Так называли фильмы, снимавшиеся треть века назад, когда число в названии еще не означало порядковый номер клонированной франшизы (ТНХ-1138, Козерог-1, Сатурн-3, Ангар-18).
Фильм, снятый в Англии, с бюджетом 5 млн. долл (что скорее мало, чем много) тянется в сторону больших голливудских постановок и расшаркивается в реверансах перед образцами развлекательной кинофантастики. Может быть поэтому, маргинальные Перспективы демонстративно проигнорировали перспективную Луну, посчитав ее недосягаемой и органически чужой формой жизни.
Лента вызвала оживление профессионалов, что в эпоху трансформеров, когда к фантастике уже не предъявляют иных требований, кроме надежды на встречу двух извилин вместо одной, кажется фактом показательным. Журналисты без конца третируют Зоуи Боуи техническими вопросами: по каким документам он выстраивал лунный пейзаж, как отнеслись эксперты к начинке капсулы и машинерии, смотрели ли фильм в НАСА? Это как если бы ученые обратились к Дэвиду Боуи с просьбой указать на карте звездного неба место рождения Зигги Стардаста. Тем не менее, фильм успешно спроецировал ожидания зрителей, замученных фантазийной халтурой. Критики же на полном серьезе разочаровываются работой дебютанта, несоответствующей шедеврам интеллектуальной фантастики Солярис и 2001: Космическая одиссея, как будто могло быть иначе. Иллюзия прыжка в высшую лигу сама по себе говорит о многом.
Данкан Джонс не бежит ни по какому лезвию бритвы, хотя теперь от него требуют, чтобы он вовеки веков снимал только сай-фай и ориентировался на Стэнли Кубрика и Ридли Скотта. Но Луна - это меланхоличная поэма о кризисе идентичности в пределах философии Дагласа Коупленда и Ирвина Уэлша, типичный феномен английского индепендента, но с толикой фамильного вкуса к эгоистичному артистизму и звездным ассоциациям. Сэм Рокуэлл в роли оператора космической станции - эталон городского неврастеника, который так и просится на страницы книг Чака Паланика. Одуревший от трехлетней механической рутины, мучающийся одиночеством и ностальгией по Земле, он общается с голосом из машины, единственным отражателем его рефлексий, но по сути разговаривает с самим собой. Индивид, созданный по образу и подобию, обречен пройти тест на идентификацию человека, даже если он находится на расстоянии парсеков от всего живого. Нравственный закон не знает норм всемирного тяготения. Сын лунного мальчика в светлом гротеске о расслоении личности устремляется в звездные дали для расширения пространства борьбы с болезнями и фобиями старого доброго ХХ века.
Трейлер фильма Луна 2112 реж. Данкан Джонс
|
|
|