Совсем недавно я видела это не на экране а вживую. Этих людей, живущих вдали от столиц, ведущих свой быт и трудящихся для того, чтобы прокормить семью, и каждый день в семь часов семья устраивалась у телевизора и обсуждала цыганские страсти "Кармелиты", и им казалось, что настоящая жизнь там за экраном телевизора, и только я знала, что настоящая жизнь как раз здесь, в быте и повседневных заботах, и она гораздо более настоящая, чем могут выдумать сценаристы с режиссерами.
К Михановскую удалось это - показать настоящую жизнь бразильской рыбацкой деревушки. И все это происходит на фоне бразильского сериала, жизнь в которой кажется обитателям деревушки куда более настоящей, чем их собственная. В то время, как по эту сторону экрана разыгрываются настоящие бразильские страсти. Страсти на фоне жизни простых рыбаков, чей труд показан почти полудокументально, в фильме снимаются не профессиональные актеры, а жители деревни Байя-Формоза на Атлантическом побережии Бразилии. В фильме "Сны о рыбе" кино далеко оторвалось от своего прародителя - театра. Но К. Михановский продемонстрировал со всей силой, что и такой фильм имеет право на существование, и от этого он не становится менее художественным. Сюжет фильма легко ложится в канву сериалов - молодой рыбак любит девушку Ану, а она хочет уехать из деревни, и когда появляется друг Джуси на красном автомобиле, то Ана заводит с ним роман, потому что слишком предсказуемая жизнь с рыбаком не кажется ей привлекательной. Джуси же не хочет покидать деревушку, он хочет стать настоящим рыбаком, как его отец, хочет иметь свой катер, хочет жениться на Ане. И совершает безумный поступок, продает свой дом заезжему немцу, и на все деньги покупает в городе огромный телевизор, чтобы покорить сердце Аны. Телевизор ломается в первый же вечер, мать Аны привычно бранится, сбежать Джуси с Аной от этого постоянного крика некуда, и они на лодке отправляются в город с телевизором, чтобы сдать его обратно. При всей предсказуемости сюжета фильм получился удивительно богатым на оттенки, красивейшие подводные съемки, ежедневный труд рыбаков, игра в футбол, дискотека, драки и проповеди - все это, как бусинки нанизывается на ткань фильма, расцвечивая картину новыми и новыми оттенками. И при этом фильм сопровождается бесконечно прекрасными бразильскими песнями, исполняемыми то детским голосом, то мужскими, то женскими голосами. Жизнь рыбака всегда в опасности, умирает старый рыбак Хуан, оберегавший Джуси, когда тот занырнул глубже положеного. Но не уберег себя, сам нырнул на 35 метров, и слишком быстро вынырнул, и легкие его разорвало. Но мы верим, что у Джуси все будет в порядке, потому что в нем есть все, что нужно настоящему мужчине, умение добиваться своей цели, умение любить, умение быть верным. А от женщины требуется быть нежным, и у Аны это получится.
Михановскому удалось создать почти документальное кино в котором обыденная реальность оказалась поэтичнейшим образом преломленной. Несмотря на дебют в длинном формате, режиссер проявил себя как зрелый мастер, Хотя, привыкшим к клиповому формату кино, может показаться скучным неторопливое развитие сюжета. Но не мне. Я получила настоящее удовольствие от каждой детали "Снов о рыбе".