|
|
|
|
7 мая 2009
Юлия Зубкина
 Кинематограф морального беспокойства ведет свои истоки не с Острова и не с Груза 200, как можно было подумать после двадцатилетнего переходного периода. В отечественном кино 70-80-х, прекрасно обходившемся без спецэффектов и силовых разборок, главным был человек со всеми своими сомнениями, метаниями и непредсказуемыми закоулками черно-белой души.
Одной из самых важных и волнующих для 70-х была тема преданного таланта, расплаты за компромиссы при выборе жизненного пути. Фильм Ларисы Шепитько Ты и я - один из первых, открывающих тему. В ту же пятилетку выйдут Солярис и Зеркало Андрея Тарковского, Монолог Ильи Авербаха, Жил певчий дрозд Отара Иоселиани.
…Петр (Леонид Дьячков), главный герой фильма Ты и я, бросает в Швеции престижную работу посольского врача и возвращается домой. В ужасе и отчаянии. И это при том, что в начале 70-х подобный демарш означал добровольный отказ от рая, пусть даже и земного. Его жена Катя (Алла Демидова) пытается восстановить на ходу ускользающее… нет, не благополучие, в чем ее успели заподозрить, - скорее жизненное равновесие. Она, как ребенок, снова хочет вернуть мир, в котором все просто и ясно. Где муж не прыгает с моста в Серебряном бору и не поет целыми днями песни на подоконнике.
Катя ищет поддержки у Саши (Юрий Визбор), институтского друга Петра, с которым они когда-то стояли на пороге важного открытия в нейрохирургии - науки, ставшей для обоих пустым звуком, "красивым словом, которое уже ничего не напоминает". Саша резонно замечает, что Петра не надо спасать: "он выпал из этого потока – и слава богу…". Где-то в глубине души Саша и сам не прочь из него выпасть. А еще он втайне мечтает о Кате, которую, как видно, любил все эти годы…
Две линии – Петра – на пути к новой жизни, и Кати – в поисках почвы под ногами, развиваются параллельно – и обе заходят в тупик.
Петр, уехавший практиковать на сибирскую новостройку, спасает девушку, которая пыталась покончить с собой. Ее бесхитростная исповедь перекликается с личными переживаниями главного героя: "То ли дальше вешаться, то ли обедать сходить: жить неохота, а есть хочется…" Он снова начинает ощущать собственную значимость и полезность: что может быть благодарней работы врача в российской глубинке?
В это время Катя сближается с Сашей, однако молитва о новой жизни оборачивается фарсом. Сашу, вызвавшегося во время циркового представления обуздать арабского скакуна, циркачи на потеху публике превращают из джигита в клоуна. И хотя Катя, сбежавшая с представления, все же пойдет с ним домой, уже заранее очевидно, что эту женщину он проиграл… Ему не занять места Петра, ей – не смириться с тем, что рядом другой человек.
В один прекрасный день, когда на прием приходит девушка, которой Пётр ничем не может помочь, рассыпается как карточный домик иллюзия подвижнической деятельности главного героя. Хотя спасти мог бы – не откажись он от тех научных изысканий, не выбери Швецию… И уже на охоте, отбиваясь от заразительного азарта своих новых друзей, Петр чувствует, что гонят не зверя, а его самого. Только у него, в отличие от волка, нет шансов…
Ты и я по сути своей моральный триллер, констатация ада в отдельно взятой душе и горькое ощущение того, что не все можно изменить и склеить, единожды солгав самому себе… Фильм о том, что нельзя вернуть по свистку некогда преданный талант, как невозможно восстановить нарушенную ткань отношений и построить с нуля новые.
Ты и я удивительным образом сочетает романтическую драматургию Геннадия Шпаликова и лирику Визбора с предельно жёсткой, бьющей наотмашь режиссурой Ларисы Шепитько, производящей трепанацию души несостоявшихся нейрохирургов. Камера буквально вгрызается в жизнь героев, зондируя прошлое и настоящее, вынося невеселый вердикт их будущему. Столкновение режущего света с предельным напряжением каждого кадра создают эффект присутствия и трагическое ощущение необратимости всего произошедшего.
…Очень может быть, что и наше поколение еще снимет свои Полеты во сне и наяву и Того самого Мюнхгаузена, по-иному переосмыслит Отпуск в сентябре. Как это сделали наши "отцы", выдержав паузу после Ты и я.
|
|
|